Истории ушу
Под общим названием ушу
объединяют совокупность
китайских боевых искусств и
систем культивирования т. н.
внутренней энергии "Ци".
Ушу имеет довольно долгую
историю развития. В древнем
Китае, во времена династий Ся,
Шан и Чжоу, системы,
напоминавшие ушу, носили
название "цюаньюн", "шоубо", "сянгао".
В самом раннем поэтическом
произведении эпохи Чуньцю - "Шицзин",
в "Оде о клеветниках", уже
встречается строка "У цюань у
юн" - "Не владеющий искусством
кулака не может быть храбрецом".
В период Чуньцю и Чжаны-о
(воюющих царств) появляются
названия "цзицзи" (техника
удара), "сянбо" (схватка) и "шоучжань"
(рукопашная схватка). В трактате
"Сюаньцзы ибинбянь", того же
времени, встречается следующая
запись: "У цисцев
распространилось искусство
нанесения ударов".
В периоды династий Цинь, Хань
и Саньго появились такие
названия, как
- "ци" (боевое
искусство)
- "цзяоди" (удар рогами)
- "цзяоли" (борьба с
боданием)
- "шуайху" (бросок)
- "шоубо" (борьба)
- "цимэнь" (врата надежды)
- "ця" (техника защиты)
- "чаншоу" (длинная рука)
- "шибянь" (испытания
воина)
- "шоугэ" (рукопашный
бой).
В классическом романе "Саньгочжи"
сохранилась запись: "Люди, чья
энергия и силы в Ци (боевом
искусстве) превосходны".Во
времена царствования династии
Вэй, а также в период Южных и
Северных династий, появились
такие названия боевого
искусства, как "сянфэй"
(противоборство), "сянпу"
(поединок), "цзюэди" (борьба с
боданием), "цюаньфа" (способы
кулака).
В этот же период, в
"Сочинениях" Лян Хусая впервые
встречается термин "ушу".
Начиная с эпох Суй, Тан, эпохи
пяти династий и десяти царств,
вплоть до периода царствования
династий Сун, Юань, Мин, Цин,
уже существовало множество
названий для боевых искусств,
таких, например, как
- "цюаньцзэ" (кулак
победителя)
- "шипу" (испытание
ударом)
- "шоубо" (борьба)
- "цзюэдиси" (игры с
боданием)
- "уцзи" (боевое
мастерство)
- "датаоцзы" (исполнение
комплекса)
- "уши" (военное дело)
- "шуайцзяо" (броски и
кувырки)
- "байда" (удар в пустоту)
- "шицюань" (использование
кулака)
- "цюаньфа" (способы
кулака)
однако, наиболее часто
применялось название "ци".
Термин "ушу" получил широкое
распространение и вошел в обиход
лишь после Синьхайской
революции. Так, в 1911 году в г.
Циндао (провинция Шаньдун), был
создан "Союз китайского ушу", в
1917 году в Пекине действовал
"Центр по распространению ушу",
а в Шанхае действовал
"Шанхайский союз китайского
ушу". В апреле 1923 года в
Шанхае был созван съезд
"Всекитайского движения ушу".
Однако, в 1927 году было внесено
предложение изменить название
Ушу на Гошу - Национальное
искусство. Вскоре после этого,
была создана Центральная
академия гошу, и по этой причине
наиболее употребимым стал этот
термин.
После образования КНР, ушу было
признано частью национального
культурного наследия, и были
приняты соответствующие меры по
его упорядочению. Правительством
КНР был основан специальный
орган, задачей которого стало
развитие ушу и разработка
программы официальных
соревнований. После создания
Госкомспорта КНР, в 1953 году
были проведены первые
Всекитайские соревнования по
ушу.
В 1956 году в Пекине прошли
первые Всекитайские
показательные выступления по
ушу, в которых приняло участие
12 команд. Вскоре после этого,
для унификации методики
преподавания ушу в масштабах
страны, Госкомспорт КНР выпустил
массовым тиражом целый ряд
методических пособий по
упрощенным формам ушу, таких,
например, как "Цзяньхуа
тайцзицюань" (упрощенный
тайцзицюань), "Чуцзидао"
(начальный комплекс с дао), "Чуцзичанцюань"
(начальный комплекс длинного
кулака) и т.д. Были также
разработаны "Правила
соревнований по ушу", во всех
институтах физической культуры и
спортивных школах были введены
уроки ушу и организованы
специальные группы.
Помимо этого, широкое
распространение получили
консультативные центры, т.н.
"ушу фудаочжань", где можно было
получить консультации по разным
стилям и направлениям. Таким
образом, в 1960 году ушу, с
четкой внутренней структурой,
стало полноправным видом спорта
в КНР.
Тяжелым ударом для ушу, как и
для всей китайской культуры,
стали времена "Великой
культурной революции" и
"Большого скачка". Ушу было
отнесено к "феодальным
пережиткам", школы ушу закрыты,
мастера подверглись гонениям.
Лишь в 80-х годах ушу в Китае
возродилось вновь. Под
руководством целой плеяды
выдающихся мастеров и тренеров У
Виня, Ли Цзунфана, Ли Тяньцзи,
Чжан Взньгуна, Цай Луньюня и
других, была воссоздана система
подготовки спортсменов, вновь
начали проводиться Всекитайские
соревнования, ушу было признано
официальным видом спорта.
С этого же момента началась
компания популяризации ушу за
пределами КНР, с целью сделать
его .международным видом спорта.
Практически каждый год
сильнейшие китайские спортсмены
выезжали в Америку, Европу и
Азию с показательными
выступлениями, большими тиражами
издавались брошюры по ушу на
иностранных языках, огромные
средства были инвестированы в
создание целой серии игровых и
документальных фильмов,
пропагандирующих ушу.
В 1985 году в г. Сиань (пров.
Шаньси) впервые проходил
международный турнир по ушу с
участием спортсменов США,
Японии, Англии, Франции,
Малайзии и др. Во времяя турнира
состоялась международная
конференция, на которой был
официально создан
Подготовительный комитет
международной федерации ушу.
В этом же году была создана
Европейская и Азиатская
федерация ушу.
В 1987 и 1988 годах подобные
турниры со все большим числом
участников проводились в
Тяньцзине и Ханчжоу, а в 1990
году в Малайзии состоялся первый
неофициальный чемпионат мира, в
котором приняли участие команды
22 стран, включая СССР.
В 1690 году ушу было официально
включено в программу Азиатских
игр в Пекине, во время которых
была создана международная
федерация ушу объединяющая 38
стран, в октябре 1991 года в
Пекине состоялся 1""^мпионат
мира по ушу, в программу
которого, в качестве
показательного вида, были
включены поединки (Саныноу).
С 1985 года проводятся
чемпионаты Европы и Азии,
крупные международные турниры. В
1986 году при Госкомспорте КНР
был создан Институт изучения ушу
КНР, основной задачей которого
стала систематизация и
популяризация имеющейся
информации, издание книг и
учебных видеофильмов.
С каждым годом число поклонников
ушу во всем мире нарастает, и
проводится все больше число
соревнований и фестивалей по
этому виду спорта.
Одна из основных задача-стоящих
перед международной федерацией -
включение ушу в программу
Олимпийских игр, что,
безусловно, стало бы переломным
моментом в истории развития
древнего искусства.
http://wushu.tlt.ru