Почему самолет держится в воздухе?
Большинство из нас все-таки
иногда задают вопрос себе: как может
удержаться в воздухе самолет весом
до 600 тонн и более. Из школьных
учебников понятно, что они
поднимаются, подчиняясь законам
физики, и поднимаются все
летательные конструкции, начиная с
легких спортивных самолетиков и
заканчивая тяжелыми транспортниками
или бесформенными вертолетами.
Происходит это за счет силы тяги
двигателя и подъемной силы.
Практически каждый знает
словосочетание «подъемная сила», но
не все могут объяснить, как это
происходит. А на самом деле
объяснить данное действо можно, не
влезая в математические формулы и
аксиомы.
Крыло
летального аппарата – это главная
несущая поверхность самолета.
Почти всегда имея определенный
профиль, у которого верхняя часть
выпуклая, а нижняя плоская. Когда
воздушный поток проходит под нижней
частью профиля самолета, изменения
структуры и формы его практически не
происходит. Воздушный поток, проходя
над верхней частью профиля,
сужается, так как для потока воздуха
верхняя плоскость профиля - это как
вогнутая стенка в трубе, в ней он
как бы протекает.
Чтобы прогнать за определенное
время тот же объем воздуха через
данную «продавленную» трубу, двигать
его нужно быстрее. По закону
Бернулли, который проходится в
школьной программе физике, чем выше
скорость потока, тем ниже его
давление. Из этого следует, что
давление над всем крылом, а значит и
над профилем ниже давления под ним.
Образуется сила, которая хочет
выдавить крыло, а, следовательно, и
весь самолет.
Это и называется подъемной силой.
Если же она становится больше веса
летательного аппарата, он взлетает.
Чем больше скорость, тем больше
подъемная сила. Если же вес самолета
и значение подъемной силы
сравнялись, то летательный аппарат
перейдет в горизонтальное положение.
Не плохую скорость придает его
авиационный двигатель, т.е. силу
тяги, которую он создает.
Используя вышеизложенные принципы
можно, по теории, заставить взлететь
любой предмет с любой массой и
формой. Не стандартной формы, т.е.
отличается от самолетов, является
вертолет. Он разительно отличается
от самолета, но в воздух его
поднимает по той же причине. У
вертолета крыло с а аэродинамическим
профилем, является лопасть его
главного несущего винта.
Лопасть создает подъемную силу,
двигаясь в воздушном потоке при
вращении винта, которая поднимает
его и двигает вертолет вперед. Этого
происходит при изменении наклона
вращения винта, в результате чего
появляется горизонтальная
составляющая подъемной силы, которая
исполняет роль силы тяги самолетного
двигателя.
|