Почему для подростков мнение ровесников может стать важнее, чем мнение родителей?
Все исследователи психологии
отрочества в один голос говорят
об огромном значении общения
подростков со своими
сверстниками. Отношения с
товарищами занимают центральное
место в жизни любого тинэйджера
и во многом определяют его
манеру поведения в большинстве
ситуаций.
Для подростка важно не просто
общаться со сверстниками,
главное – это занимать достойное
положение в компании. Для
некоторых - это желание быть
лидером, для других - быть
признанным и преданным другом,
для третьих - полным авторитетом
в каком-либо деле, но в любом
случае такое желание является
главной причиной общения любого
тинэйджера. А если подростку
этого не удается, то он может
забросить учебу или, не дай Бог,
вообще натворить глупостей с
криминальным оттенком.
Цель общения у ребенка меняется
с возрастом: в 4 классе для
детей достаточно всего лишь
общаться с ровесниками,
заниматься общими делами, просто
быть вместе; в 5-6 классах -
главная цель ребенка - занять
определенное место в коллективе
(компании), а к 7-8 классу –
основным желанием становится
признание личности подростка
сверстниками.
Несмотря на то, что общение со
сверстниками у подростков имеет
первостепенное для них значение,
взрослые, как правило, этого не
понимают и не видят никаких
причин для переживаний.
И что происходит, когда родители
не хотят замечать нехватку
общения у своего незаметно
выросшего ребенка? Тинэйджеры
удовлетворяют эти потребности в
кругу сверстников, здесь они
получают желанное признание и
поддержку. Ценность общения с
ровесниками еще больше
увеличивается, потому как здесь
он получает то, чего был лишен в
семье – внимание и
заинтересованность.
Что дает общение подростку?
У
старшеклассников складываются
новые ценности, появляются
переживания и потребности,
которые понятны и близки только
их сверстникам. «Тебе не
понять!» - часто слышат родители
от своих чад в ответ на попытку
разобраться в том, что волнует
их детей.
Очень часто родители с высоты
своего жизненного опыта не
считают наболевшую проблему
ребенка важной, в то время как
для подростка именно она
становится камнем преткновения,
неразрешимой задачей,
пренебрежение к которой со
стороны взрослых его сильно
обижает. И как бы не было
интересным общение с родителями
и учителями, оно уже не может
полностью замещать общение с
ровесниками.
С возрастом общение детей со
своими ровесниками усложняется,
становится более глубоким. Эти
отношения отличаются степенью
близости: подросток может иметь
знакомых, близких приятелей или
одного-единственного друга.
Общая картина общения
тинэйджеров становится более
сложной, так как определяются
симпатии и антипатии друг к
другу, выделяются пары, группы,
компании.
Со временем общение с
одноклассниками выходит за
пределы учебы, в него включаются
новые интересы, занятия,
увлечения, и это превращается в
самостоятельную и очень важную
для подростка сферу жизни. Эта,
если можно так выразиться,
личная жизнь становится
настолько притягательной и
важной, что учеба и общение с
родителями отодвигаются на
второй план.
Подростки начинают отдаляться от
них и жить "своей" жизнью, они
мало рассказывают о себе, много
скрывают и часто врут. Попытки
родителей ограничить или
каким-либо образом
регламентировать общение с
друзьями наталкиваются на
сильное сопротивление и приводят
лишь к ссорам. Подростки
ревностно защищают возможность
свободного общения со
сверстниками, неограниченного ни
временем, ни местом.
Одиночество же невыносимо для
подростка, и если отношения с
одноклассниками складываются
неблагополучно, он ищет друзей
вне школы. Здесь–то и скрывается
опасность попасть под дурное
влияние улицы: когда подросток
одинок - он неразборчив в выборе
товарищей, довольствуется уже
тем, что принят в компанию. В
уличных компаниях или
неформальных группах очень часто
приветствуется агрессивность, в
то же время может развиваться
замкнутость и чувство
неуверенности, подавленности.
Чем отличается общение
подростков?
Конечно определенным
стилем, именно в этом возрасте
"расцветает" такое явление, как
собственный язык подростков –
сленг. Достижением тинэйджеров
становится оригинальные, с их
точки зрения, слова и выражения,
которые могут иметь несколько
значений в зависимости от
ситуации. Общение в этом
возрасте отличается
пренебрежительностью, которая
разрушает границы и дистанции, и
вуалирует неуверенность в себе,
свойственную «переходному
возрасту».
Помимо сленговой речи,
появляются специфические жесты и
позы, в большинстве случаев
агрессивные и циничные. Но, как
правило, подростков мало
интересует глубинный смысл
используемых в общении поз и
жестов. Они подхватывают эти
телесные формы экспрессии,
интенсивно используют их
независимо от своей половой
принадлежности, потому как
«чувство коллектива», а проще
говоря стадное чувство, как
правило, в этом возрасте
приветствуется.
В середине подросткового
возраста даже хорошие отношения
с одноклассниками не могут
удовлетворить полностью
потребность в общении, подростку
необходим близкий друг.
Развитие внутреннего мира
подростка рождает потребность в
интимном друге, с которым можно
всем поделиться, посоветоваться,
найти поддержку и помощь, от
друга ждут откровенности и
внимания, чуткости и
отзывчивости. Общение друзей -
сверстников, в котором
открывается самое важное и
сокровенное, обогащает обоих,
позволяет лучше осознать то, что
происходит в собственной душе.
В общении с друзьями происходит
самообучение «взрослым правилам
игры», а точнее жизни,– это одно
из приобретений подросткового
возраста.
Появляющиеся в отрочестве
чувство взрослости толкает
подростка на освоение новых
(взрослых) видов общения.
Этому способствуют физическое
развитие и идентификация себя со
взрослыми.
Эти факторы влияют на изменение
отношений между мальчиками и
девочками: они начинают
проявлять интерес друг к другу,
как к представителям
противоположного пола. Особое
значение, конечно же, придается
личной привлекательности.
Разница в развитии между
мальчиками и девочками служит
источником переживаний и часто
слишком высокий рост девочки или
низкий у мальчика воспринимается
подростками как неполноценность,
что может привести к появлению
всевозможных комплексов.
Позднее отношения усложняются,
исчезает непосредственность и
появляется либо безразличие,
либо стеснительность. В этот
период подростки испытывают
первые чувства влюбленности, но
даже при взаимной симпатии
открытые дружеские отношения
проявляются редко, так как
подростку необходимо преодолеть
чувство скованности и быть
готовым противостоять насмешкам
сверстников, скрывающих под
такой жестокой маской
собственное неумение строить
отношения с противоположным
полом.
У старших подростков отношения
между полами более открытые: в
компаниях мальчики и девочки
начинают общаться более
свободно. Привязанности
придается большое значение, а
отсутствие взаимности может
стать причиной сильных
переживаний, неадекватных
реакций, а в некоторых случаях
могут приводить даже к попыткам
самоубийства.
В свою очередь, родителям
необходимо научиться
воспринимать своего ребенка
по-новому, учитывать его
изменения и постараться не
ограничивать столь важное для
этого возраста общение. Ведь
общение со сверстниками дает
много нового.
В этот период интенсивно
увеличивается словарный запас,
приобретается навык оперирования
словами и обогащается язык, а
новые переживания подростков
ищут соответствующие словесные
формы.
http://parent.fio.ru