Ученые выяснили, что от бедности нужно лечиться
Бедность влияет на физическое
развитие мозга и дает его
обладателю ущербный
интеллектуальный потенциал, не
позволяя и в дальнейшем
вырваться из бедности.
Американская исследовательница
Марта Фарах утверждает, что от
последствий детства,
проведенного в нищете,
необходимо лечиться, применяя
специальные препараты.
К интересным выводам пришла
профессор Марта Фарах, директор
Центра когнитивной
нейрофизиологии при Университете
Пенсильвании, изучавшая
взаимосвязь бедности и
интеллектуальных способностей
детей.
У бедных детей, как правило,
хуже идут дела в школе. Дети из
богатых семей справляются лучше.
В этом нет великого открытия.
Однако одна гипотеза о том,
почему бедность так часто идет
рука об руку с низкими
интеллектуальными достижениями,
может оказаться взрывной. Марта
Фарах выдвинула предположение,
что детство, полное лишений,
влияет на физическое развитие
мозга и дает его обладателю
ущербный интеллектуальный
потенциал.
По этой причине, говорит
профессор Фарах, бедность
заслуживает, чтобы ее
рассматривали как заболевание, с
последствиями которого помогут
бороться препараты, меняющие
поведение, как, например,
Ritalin, пишет The Times
(перевод публикует Inopressa).
Соответственно, если бедность
разрушает мозг, вполне логично
звучит утверждение, что в целом
бедняки принимают «худшие»
решения, чем богатые люди. Фарах
провела нескольких экспериментов
для проверки когнитивных функций
языка, памяти и визуальной
обработки – у детей с низким и
средним социально-экономическим
статусом.
Она обнаружила, что «самыми
четкими нейрокогнитивными
корреляциями с
социально-экономическим
статусом» были язык, память и
когнитивный контроль (задачи со
сложным планированием). Иными
словами, дети с низким
социально-экономическим статусом
стабильно показывали худшие
результаты по сравнению с детьми
со средним
социально-экономическим статусом
в тестах на память, язык и
планирование.
Нетрудно увидеть, как это
приводит к менее лучезарному
будущему.
Конечно, может быть, что не
бедность разрушает мозг, а
заранее разрушенный мозг не дает
вырваться из бедности.
Интересно, что другое
исследование показывает: даже
короткий период бедности может
негативно отразиться на
когнитивном развитии ребенка.
Младшие дети в семье страдают
больше, и это наводит на мысль,
что бедность действительно
оказывает влияние на раннее
умственное развитие.
Позже все прочие проблемы,
связанные с неимущей жизнью:
недостаток железа, плохое
питание, действие свинца (в
шелушащейся краске), матери,
которые употребляют наркотики,
курят и пьют во время
беременности, – снижают школьные
успехи, точно так же как
отсутствие игрушек и книг. Это
подтверждает мысль, что бедная
(в любом смысле) атмосфера
притупляет ум.
А люди с хорошим финансовым
здоровьем обладают лучшим
физическим здоровьем (и живут
дольше), чем те, кто ниже в
социальной иерархии.
В таком случае бедность
причиняет детям вполне
конкретный вред, изменяя их
мозг. Профессор Фарах приходит к
выводу, что «нейрофизиология
может превратить детскую
бедность из проблемы
экономических возможностей в
биоэтическую проблему».
http://news.vdv-s.ru