Какой должна быть полезная детская игрушка?
Нормальное детство немыслимо без
игрушек. Игрушки являются для
ребенка той средой, которая, с
одной стороны, позволяет ему
исследовать окружающий мир,
формировать и реализовывать свои
творческие способности, выражать
свои чувства, а также учит
общаться и познавать себя. С
другой стороны, игрушка - это
товар, который взрослый выбирает
и покупает для своих детей.
Данный вид товара сохраняет свой
рейтинг во все времена. Подбор
игрушек - дело серьезное и
ответственное. От успешности
этого дела зависит не только
игра ребенка, но и прогресс в
его развитии.
В настоящее время выбрать
игрушку малышу чрезвычайно
трудно. Наряду с традиционными
куклами, мишками, машинками,
мячиками, появились новые,
невиданные прежде игрушки -
динозавры, трансформеры, пауки,
покемоны и т. п.
Как сориентироваться в этом море
игрушечной продукции? Как
выбрать то, что нужно вашему
ребенку? При существующей стихии
рынка разобраться в этом
непросто. В большинстве случаев
игрушки выбираются и покупаются
стихийно, в силу сложившихся
обстоятельств или внешних,
поверхностных признаков игрушки
(привлекательности, величины,
стоимости, желания угодить
малышу).
Развивающий потенциал игрушки,
ее педагогическую "полезность"
родители либо вовсе не
учитывают, либо целиком
доверяются прилагаемой
аннотации, в которой
производитель пишет все, что
хочет. В результате детские
комнаты нередко завалены
однотипными и, как правило,
бесполезными (а иногда и
вредными!) игрушками, а нужных и
важных для детского развития -
нигде нет.
Поэтому при выборе игрушек
чрезвычайно важно учитывать не
только их красоту и
санитарно-гигиенические
свойства, но и возможное
психологическое влияние на
развитие ребенка.
Начнем наш разговор с того, для
чего нужны игрушки и что каждая
из них может дать для детского
развития.
Главная функция игрушки
заключается в активизации
детской деятельности. Игрушка
должна стимулировать осмысленную
активность ребенка (как внешнюю,
так и внутреннюю). Развивающий и
образовательный ее эффект
определяется прежде всего
характером игрового действия.
Этот аспект должен отчетливо
осознаваться при покупке
игрушек: выбирая ту или иную
игрушку, нужно сразу
представить, что ваш ребенок
будет с ней делать.
Вполне очевидно, что с игрушкой
дети играют. Лучше всего для
игры дошкольника подходят
игрушки, стимулирующие ролевую и
режиссерскую игру. Для ролевой
игры хорошо иметь наборы для
игры в доктора, парикмахера, в
магазин, а также детали костюмов
и атрибуты, помогающие принять и
удерживать игровую роль (халат и
повязка врача, руль для машины,
милицейская фуражка, красная
шапочка и т. п.). В эту же
группу можно отнести
транспортные игрушки (грузовики,
поезда, машинки, позволяющие
что-то перевозить).
Для режиссерской игры нужны
небольшие и, по возможности,
симпатичные игрушки,
предполагающие общение или
обращение с ними как с живыми
персонажами, - мишки, зайчики,
собачки - и конечно же куклы со
всевозможной кукольной утварью.
О куклах хотелось бы поговорить
подробнее.
Дело в том, что в последнее
время кукольный мир наших детей
стремительно меняется.
Появляются куклы все более
детализированные и
автоматизированные, т. е. как бы
живущие самостоятельной жизнью.
Например, выбор ставших уже
традиционными Барби сегодня
значительно расширился и
конкретизировался: Барби с
собачкой, Барби на велосипеде,
Барби на лыжах, Барби -
учительница географии и т. п. В
каждом варианте к кукле
прилагается обширный набор и
соответствующих аксессуаров
(например, к собачке - поводок,
мисочка, щеточка и даже корм).
Ребенку практически уже ничего
не надо придумывать - нужно
просто открыть коробку и
использовать все это богатство
по назначению. Вершина
натурализма - кукла, ожидающая
малыша: "дверца" в животе
открывается, и оттуда достается
ребенок-малыш со всеми
анатомическими подробностями.
В самое последнее время Барби
"успешно" дополнили куклы Брац (Bratz).
Эти куклы создают образ жесткой,
видавшей виды девочки-подростка,
с ярким макияжем, томным
взглядом и вызывающими,
ультрамодными туалетами.
К ним тоже почти всегда
прилагается богатый набор
всевозможных атрибутов: зеркало,
помада, мобильник, карманный
компьютер, гардероб в стиле
унисекс, аксессуары и мебель
бизнес-леди. Иногда в такие
наборы включаются еще и буфет с
баром, шикарный автомобиль,
мотоцикл или велосипед и т. п.
Большой популярностью у девочек
пользуются пупсы, подробно
воспроизводящие живого младенца
(Baby born). Розовое тельце со
складочками, перевязочками и
признаками пола создает полную
иллюзию настоящего
новорожденного. Они "умеют"
кушать и справлять естественные
надобности.
Такие пупсы технически
совершенствуются буквально на
глазах. У них появляются
растущие зубы, которые можно
"задвинуть" обратно,
раздувающееся (и затем
уменьшающееся) тело. Особо
впечатляют интерактивные куклы и
звери, начинающие по
определенной команде или сигналу
петь, танцевать, махать руками и
совершать всякие забавные
действия, например медвежонок,
котенок или щенок, который умеет
обниматься, вилять хвостиком,
узнавать голос хозяина и
реагировать на него. "Вот кто
станет твоим настоящим другом!"
- написано в аннотации.
Другой пример - робот,
изображающий эстрадного певца:
при нажимании на разные кнопки
он с горящими глазами-лампочками
начинает очень громко и надрывно
петь шлягеры на разных языках,
со страшной скоростью
передвигаясь при этом по полу.
Выглядит впечатляюще и забавно.
Совершенно шокируют так
называемые наборы визажиста. Это
женская голова (в натуральную
величину или уменьшенная копия),
предлагаемая в качестве
тренажера для обучения искусству
макияжа или парикмахерскому
искусству. Разумеется,
принадлежности для создания
причесок и макияжа тоже
прилагаются. Хранятся они иногда
внутри (!) головы, которая
открывается как коробка на
петлях, а то и вовсе рассеченная
пополам для легкости действия
воссоединения и разъединения.
И таких "новых кукол" появилось
достаточно много. Это и разного
рода трансформеры, и монстры, и
покемоны и т. д.
Все они обладают известной
привлекательностью и для детей,
и для взрослых, кажутся очень
современными, поскольку хорошо
оснащены технически, имеют
яркий, порой шокирующий внешний
вид и соответствуют последним
модным тенденциям. Как же
относиться к этим новинкам
игрушечного рынка с точки зрения
детского развития? Что они несут
ребенку? Чтобы ответить на эти
вопросы, нужно вернуться к
существу кукольного вопроса и
посмотреть - что такое кукла и
для чего она нужна дошкольнику.
Кукла - это прежде всего образ
человека. Эта игрушка больше
всего вызывает и оживляет
представление ребенка о его
собственной человеческой
сущности. Поэтому кукла в
детской игре может и должна
действовать как человек.
Осуществляя действия с куклами,
малыш включается в мир людей: он
отражает свой опыт, в
особенности то, что его волнует,
воспроизводит действия знакомых
людей или сказочных персонажей.
В такой игре происходит
одновременно два
взаимосвязанных, но
противоположных процесса. С
одной стороны, ребенок
вкладывает в уста и "организм"
куклы свои слова, мысли,
переживания, т. е. она является
как бы внешним выражением его
внутреннего мира, его
своеобразным "рупором".
С другой стороны, та же кукла
задает образ человека, который
становится для малыша моделью
для уподобления, образцом для
подражания, и именно через куклу
в душу и в сознание ребенка
"входят" представления о
человеке и связанных с ним
категориях (красивом и
уродливом, хорошем и плохом,
добром и злом).
Дошкольник видит в кукле самого
себя. Ребенок с достаточно
развитым воображением может
представлять одно и то же лицо
веселым, грустным, усталым,
озабоченным, лукавым, беспечным.
Малыш оживляет куклу, и она
обретает способность действовать
и проявлять свой характер. Но
для воображения и фантазии
требуется пространство. В данном
случае именно отсутствие
избыточных деталей, недостаток
подробностей и являются той
благодатной почвой, которая
питает развитие детской
фантазии.
Что же происходит, когда ребенок
имеет в игрушке четко
фиксированные человеческие
образы и запрограммированный
способ поведения? Первое - это
закупорка, торможение фантазии и
самостоятельности самого
ребенка.
Куклы с подробно прорисованными
лицами, позами, аксессуарами
навязывают малышу нечто раз и
навсегда заданное, заранее
кем-то определенное - то, что не
имеет отношения к его
собственным игровым идеям. Если
дошкольник с хорошо развитой
игрой еще может быть в некотором
смысле независим от
навязываемого образа и способен
развивать собственную игровую
линию, то дети с неразвитой
игрой (а таких сейчас
большинство) воспроизводят
именно тот характер поведения,
который выражен в кукле.
Заданный образ так силен, что
его невозможно изменить. Так,
игра с монстрами - это всегда
погоня, битва, пожирание. Игра с
куклами Барби - это нескончаемая
череда переодеваний и покупок,
самолюбование и соперничество.
Данная тема в известном смысле
дополнена новинкой - куклой
Bratz, для которой дом - это
всего лишь компьютерный стол и
бар, а досуг - далекая от
домашних забот молодежная
"тусовка" на "крутых"
автомобилях. Игра с
младенцем-роботом превращается в
тренировку условных рефлексов:
чтобы он засмеялся - нужно
нажать на голову, чтобы начал
танцевать - качнуть один раз,
заплакал - качнуть три раза и т.
п.
Недостаток подобных кукол даже
не в том, что они слишком
натуралистичны, что у них
слишком ярко выражены
агрессивность или половые
признаки, а в том, что они
лишают ребенка возможности
действовать самостоятельно:
придумывать, воображать и
соображать, т. е. играть.
Эти куклы сами предлагают строго
определенные действия: что и как
одевать, на какую кнопку
нажимать, чем кормить и т. д.
Детям остается только
воспроизводить предложенные
стереотипы действий, что они и
делают охотно.
Главные же качества, которые
должны проявляться и развиваться
в детских играх - свобода
действий, эмоциональная
насыщенность, творческая
активность, изобретательность, -
при этом остаются совершенно
невостребованными и не
развиваются. Вместе с тем дети
быстро привыкают к таким
красивым и "укомплектованным"
игрушкам и просят их еще и еще.
Ребенок, получающий все новые и
новые игрушки подобного рода,
практически в них не играет, а
всего лишь манипулирует ими. Он
начинает зависеть от того, что
"заложено" в такой игрушке, и
охотно подчиняется ее
требованиям.
Ребенку кажется, что он
манипулирует игрушкой, а в
действительности сама игрушка
навязывает ему определенные
действия.
Таким образом, современные
игрушки все дальше уходят от
детской творческой игры в
сторону потребительства и
механического использования
заложенных кем-то операций.
В последнее время все острее
встает проблема зависимости
детей от различного вида игр:
компьютерных, игровых приставок,
игровых автоматов и т. п.
Дети не хотят и не могут
преодолеть "магнетизм" этих
занятий, они оставляют друзей,
книги, учебу и уходят в мир
острых виртуальных ощущений,
теряя, таким образом, свою
свободу и живя по навязанным
правилам игры. Можно
предположить, что первый шаг к
подобной независимости - это
игра с игрушками, которые лишают
детей инициативы, навязывая им
собственные "правила игры".
Еще одна опасность, которую
несут последние достижения
игрушечной промышленности,
связана с самим образом куклы.
Дело в том, что через игру с
человеческими образами
формируется модель поведения
ребенка не только в игре, но и в
обыденной жизни вне игры.
Кукольные фигуры буквально
телесно воздействуют на детей в
раннем и дошкольном возрасте. На
этот феномен, к сожалению,
обращается крайне
мало внимания. А между тем он
чрезвычайно важен, поскольку
непосредственно оказывает
глубокое формирующее
физиологическое воздействие на
телесный облик ребенка.
Приведем для примера интересный
случай. Девочка трех с половиной
лет получила в подарок тряпочную
куклу, сшитую мамой. Мама
торопилась и недостаточно
тщательно сделала кукле глаза и
рот.
В результате лицо получилось
несколько асимметричным, глаза
разной величины. Кукла очень
полюбилась девочке, она назвала
ее своим именем, играла с ней,
укладывала к себе спать. Спустя
пару месяцев мама заметила, что
дочка прищуривает тот глаз,
который у куклы получился
меньше, и немного кривит рот.
Пришлось переделать лицо кукле.
Через некоторое время в мимике
дочери искривления пропали.
Замечено, что дети воспроизводят
выражение лица, позу и осанку
любимой куклы. Иногда они
потирают или почесывают поясницу
или спину в том месте, где у
любимой куклы штамп
изготовителя.
Такое проецирование и телесное
подражание объясняется тем, что
ребенок именно в первое
семилетие жизни пластически
строит свое тело. Внешнее
воздействие запечатлевается не
только в его сознании, но и
буквально в организме.
Впоследствии эти запечатленные
воздействия будут только расти
со всеми правильностями и
неправильностями, заложенными в
раннем и дошкольном возрасте.
Поэтому "страшное", агрессивное
или надменное выражение лица
куклы, недостатки ее фигуры
могут прилипнуть к вашему
ребенку, буквально "впечататься"
в него. Получается, что от
вашего сознательного подхода к
выбору куклы зависит как
душевное, так и телесное
здоровье собственных детей.
Однако куклы, хотя и важные, но
далеко не единственные игрушки,
нужные дошкольникам для игр.
Кроме них, существует огромное
количество других игровых
материалов: всевозможные кубики,
пирамидки, конструкторы, пазлы,
мозаики, лото, домино,
настольно-печатные игры и т. п.
Все они, безусловно, необходимы
детям и могут принести им не
только удовольствие, но и пользу
для развития, поскольку
способствуют развитию
интеллектуально-познавательных и
моторных способностей детей.
Однако развивающий эффект той
или иной игрушки зависит от
того, что и как ребенок может
делать с ней.
Возможность (или невозможность)
активного действия ребенка
зависит от многих качеств
игрушки. Иногда взрослым
кажется, что чем больше разных
свойств и качеств содержит
игрушка, тем лучше. Так,
пластмассовый слоник на колесах,
который одновременно является и
паровозиком, и телефоном,
открывает, казалось бы,
разнообразные возможности для
детской активности.
Но такое "разнообразие"
дезориентирует малыша - он не
знает, что нужно делать с этой
сложной игрушкой - возить,
разговаривать по телефону или же
кормить слоника. Причем
полноценное выполнение
перечисленных действий весьма
ограничено: перевозить что-либо
на таком слоне невозможно
(ничего не положишь и никого не
посадишь); телефонная трубка все
время падает; слон не является в
полной мере слоном, поскольку он
- телефон на колесах.
Гораздо полезнее было бы в
данном случае разъединить эти
функции и предложить ребенку три
разных и понятных по своему
назначению и способу действия
предмета.
В последнее время появляется
большое количество новых
необычных, интересных по замыслу
наборов для детского творчества.
Такие наборы предполагают
разнообразные продуктивные виды
детской деятельности: вышивание,
составление узоров или фресок из
крупы или цветного песка,
изготовление гравюр, рисование
красками на любых поверхностях
(стекле, глине, ткани и т. п.).
К сожалению, подобные наборы
слишком ограничивают выбор
материалов для самостоятельной
свободной творческой
деятельности детей. А ведь
именно такая деятельность в
наибольшей мере развивает
творческие способности ребенка и
самостоятельность мышления.
Большим разнообразием отличаются
современные конструкторы.
Различные варианты
замечательного конструктора "Лего",
гибкий конструктор "Такеши",
разные виды "строительного
материала" - от мелких наборов
до крупногабаритных конструкций,
- все они, безусловно, полезны
для дошкольников, в том,
конечно, случае, если позволяют
самостоятельно создавать разные
постройки и конструкции -
домики, мебель, замки, парки и
т. п. Особенно важно при этом,
если созданные малышом постройки
будут впоследствии включены в
игры - с куклами или с друзьями.
Однако "полезность" игрушки
далеко не единственный критерий
ее оценки. Игрушка обязательно
должна приносить малышу радость
и удовольствие.
Она должна быть увлекательной и
привлекательной, что,
собственно, и делает ее
игрушкой, а не дидактическим
пособием. Интересы и
предпочтения детей и взрослых
зачастую не совпадают. Взрослых
привлекает внешняя красота
игрушки, ее сложность, богатство
деталей или же описанное в
аннотации развивающее значение.
У детей несколько другие
"приоритеты".
Они могут предпочитать ту или
иную игрушку, потому что видели
подобную у своих друзей. Однако
главное достоинство игрушки,
привлекающее малыша, - это
возможность что-либо с ней
делать. Только в том случае,
если игрушка вызывает желание
действовать с ней (разбирать и
собирать, передвигать различные
части, возить, извлекать новые
звуки и т. п.), ребенок захочет
скорее взять ее в руки и начать
игру.
Чтобы игрушка несла свою
развивающую роль, она должна
быть не просто привлекательной,
но и открытой для проявления
разнообразных форм активности
ребенка.
Предметы, предполагающие пусть и
полезные, но стереотипные
однообразные действия, могут
стать материалом для упражнений,
тренировок, только не игры. Если
материал детской игры будет хотя
и привлекательным, но жестким,
предполагающим строго
определенный способ употребления
(как, например, заводные,
механические или некоторые
электронные игрушки), то сама
игра окажется просто упражнением
или времяпрепровождением, а не
активной, творческой
деятельностью.
Чем более определенной по
способу употребления и
завершенной по своей конструкции
является игрушка, тем меньше она
оставляет простора для детского
творчества. С игрушками,
напичканными техническими
новинками, ребенку не нужно
ничего придумывать и воображать.
Игрушки, более простые в
конструктивном решении и менее
определенные в способах действия
с ними, допускают широкий спектр
игровых действий.
Соответственно, материал игры
должен быть достаточно простым и
вместе с тем гибким, допускающим
усложнение, вариативность и
упрощение поставленных задач.
Игрушка должна быть максимально
открытой для преобразований.
Такие универсальные и популярные
во все времена игрушки, как
мячи, кубики, вкладыши, обычные
куколки и т. п., не могут
наскучить ребенку, так как
благодаря своей простоте они
чрезвычайно пластичны, допускают
бесконечные усложнения и тысячи
новых комбинаций с ними. Таким
образом, открытость для
разнообразных действий, гибкость
и простота - важнейшие
требования для хорошей игрушки.
Игра ребенка должна быть
самостоятельной (конечно, когда
он уже умеет играть). Поэтому
игрушку нужно рассматривать как
особый предмет, позволяющий
малышу ощутить уверенность в
своих силах, как опору для
самостоятельных действий детей,
помогающую им ощутить
собственную компетентность и
автономность.
Материал игры должен позволять
постановку и самостоятельное
разрешение все более сложных
задач. Наличие в игрушке не
только "загадки", но и подсказки
вызывает к ней интерес и желание
действовать.
Предмет игры должен содержать
понятные для ребенка ориентиры
для его самостоятельной
деятельности. В качестве примера
можно привести такие известные
народные игрушки, как пирамидки,
матрешки, вкладыши, которые сами
"подсказывают" правильный способ
действия. Совершенно новые,
незнакомые и непонятные детям
предметы, не имеющие никаких
аналогов в их личном опыте, не
дают "подсказки" для
самостоятельных действий и
скорее испугают их, чем вызовут
желание играть с ними.
Оптимальное сочетание новизны и
узнаваемости, наличие задачи и
ориентиров для ее решения -
важное качество игрушки,
стимулирующее детскую
активность.
Итак, действия ребенка с
игрушкой должны быть
осмысленными, вариативными и
самостоятельными.
Все эти требования к игрушке
родители могут использовать при
выборе нужного предмета для игры
детей. Важно, кроме того,
оценивать также технические
качества игрушки: ее прочность и
качество изготовления. Если у
машинки, скажем, отваливаются
колеса, а у куклы вылезают
волосы или болтается голова, это
сделает невозможной нормальную
игру с ней и принесет малышу
серьезные переживания.
И наконец самое главное. Ни одна
игрушка сама по себе не научит
ребенка играть и не разовьет его
способности. Игрушка может
только помогать настоящей
детской игре или мешать ей,
превращать игру в автоматические
манипуляции.
Но если ребенок не умеет играть,
если у него отсутствует
воображение, желание думать,
преобразовывать и создавать
новые образы и сюжеты, - никакие
игрушки не помогут. Только в
руках старшего и умеющего играть
партнера игрушка станет живой,
нужной, стимулирующей
воображение, а значит, полезной.
http://adalin.mospsy.ru