ПОЧЕМУчка

PO4EMU.RU / История / Техника...

Все о механической и электронной технике

  История мультипликации

Если говорить о периодизации истории советской мультипликации, то для первого этапа ее развития, охватывающего 20-е годы, характерно обращение к политической карикатуре,связанной с обстановкой тех лет и со значительными успехами советской графики и плаката, несомненно, оказавших сильное влияние на наше рисованное кмно.

У истоков советской мультипликации стояли такие выдающиеся мастера, как Владимир Маяковский и Дзига Вертов, высоко ценившие и утвердившие своим художественным авторитетом возможности этого вида киноискусства.Маяковский,поэтике которого мультипликация была черезвычайно близка, пробывал ее средствами "одушевить"свои сатирические плакаты.

Дзига Вертов, как известно, првозгласившиеи воплатившие в своем творчестве принципы "киноправды" и противопастовший документальность всевидящего киноглаза "возвышающему обману" художественного вымысла, тем не менее проявил огромный интерес к мультипликаци — искусству "безграничной фантазии". Он первый начал работать над мультфильмами и включил мультипликацию в свой журнал "киноправда".

Именно такими рисованными киношаржами, близкими по духу и стилю к плакатам Маяковского, были рисованные фильмы "советские игрушки" и "юморески"(1924),выполненные в технике плоской бумажной марионетки.Мультипликация стремилась откликаться на злободневные события и проблемы.

Первые пробы в этой совершенно особой области кино, которые предприняли Дзига Вертов и художник Александр Бушкин, пробудили интерес и внимание к этому искусству Николая Ходатаева, Зенова Комиссаренко, Юрия Меркулова и других художников.Они взялись за осуществление сатирического обозрения — гораздо более сложного рисованного фильма "Межпланетная революция", который, по мысли его создателей, должен был нести в себе черты политической активности и обобщенности, своевременные "Мистерии- буфф" Мояковского. и в то же время быть пародией на известную игровую ленту Я. Протозанова "Аэлита".

И фильм не удалось полностью завершить и он не вышел на экран кинотеатров, сохранившийся экземпяр картины картины интересен тем, что знакомит современного зрителя с оригинальным стилем мультипликационной сатиры тех лет, с выразительными, полными острой иронии экранными портретами-карикатурами на Николая II, турецкого султана, Вильгельма ||, Паункаре и другихполитических деятелей старого мира.

Следующей работай этой группы художников была созданная в том же 1925 году черезвычайно широкая и многоплановая по замыслу картины "Китай в огне", посвещенная революционной борьбе китайского народа.В работе над ней приняли участие молодые художники Иван Иванов-Вано, Владимир Сутеев, Валентина и Зинаида Брумберг, О. Ходатаева и другие, навсегда связавшие свое творчество с советской мультипликации и ставшее затем видными ее мастерами.

Жанру фильмов-шаржей и агитплакатов в начальный период было уделено особое внимание. Над созданием небольших публицистических мульткартин активно работал своеобразный график-карикатурист Александор Иванов.

В кукольном фильме, для развития которого много сделал Ю. Меркулов, стала все заметнее и ярче проявлять себя детская мультипликация.

В 20-е годы она представлена текими, например, талантливыми рисованными фильмами, как "Каток" Д. Черкеса и И. Иванова-Вано, "Тараканище" А. Иванова, "Сомоедский мальчик" Н. Ходатаева, О. Ходатаевой, В. и З. Брумберг. Эти картины несут на себе черты стилистической законченности и оригинальности. В "Катке" выразительно передано движение персонажей, нарисованных белой контурной линией на черном фоне. В "Тараканище" получает экранное воплощение современная литературная сказка (стихотворение К. Чуковского).

В "Самоедском мальчике" интересно использованы образы самобытного изобразительного искусства северных народов.

То, что делали в эти годы художники-мультипликаторы в области детской тематики, не только глубоко соответствовало важнейшим принципам и задачам советского искусства, его гуманистическому характеру и воспитательным целям, но и помогло связать мультипликацию как искусство с большой литературой, ее образами и идеями.

Но, вероятно, одним из самых значительных явлений советской мультипликации 30-х годов стал поставленный в 1935 году Александром Птушко по мотивам книги Дж. Свифта фильм "Новый Гулливер", в котором был смело переосмыслен классический сюжет. Новый Гуливер- советский школьник (живой исполнитель) попадал в буржуазный мир, который олицетворяла свифтовская Лилипутия,подробнр представленнаяв ярко сатирических куклах. Повернутый таким образом конфликт дал возможность остро современной трактовке сюжета.

Цинизм буржуазных политиков, фарс парламенских дебатов двух мало отличающихся друг от друга буржуазных партий, выразительность поставленных с большим размахом и мастерством массовых сцен, создавших обобщенный образ капиталистической Лилипутии,- все это привлекло к картине внимание зрителей многих стран.

Позже, в конце 40-х начале 50-х годов, когда рядом с советской мультипликацией стало стремительно и черезвычайно ярко и многообразно развиваться рисованное и кукольное кино других социалистических стран, выдающиеся чехослацкие режиссеры Г. Тырлов К. Земан и И. Трнка дали единодушно единую оценку этому фильму, отметив, что он послужил для них примером новаторского использования возможностей мультэкрана, и в частности искусства кинокуклы, непосредственным вдохновляющим импульсом в их работе.

В 1936 году на основе нескольких мультипликационных цехов разныч кинофабрик в Москве была создана студия "Союзмультфильм"-крупнейший в Европе центр производства рисованных и кукольных фильмов. Сейчас она выпускает свыше 30 картин в год, в создании которых участвуют более 500 сотрудников.

В послевоенный период студия "Союзмультфильм" выступила оснащенная (с 1934) техникой целлулоидной мультипликации, представляющей собой производственный конвейер, подобный тому, который существовал у Диснея.

Проблема введения диснеевской технологии, во многом определившей характер работы советских мультипликаторов,и не в последнюю очередь и стилистику их фильмов,имеет свою историю. Анализируясегодня роль и значение этогонововведения, зная его последствия и подходя к этому объективно, следует отметить и положительные и отрицательные моменты.

Несомненно, четкая дифференциация функций режиссера и художников, введение узких специальностей — художника постановщика, фазовщика, прорисовщика, контуровщика, заливщикаи т.д.- значительно ускоряли создание фидьмов, позволяли сделать движение мультперсонажей гибче, динамичне, не говоря уже о том, что стоимость фильма, сделанного на конвейере, значительно снижались. Получила свое новое решение и проблема синхронизации изображения с музыкой и шумами.

В то же время применение конвейера нивелировало индивидуальный почерк художника- рисунок пройдя через множество рук, неизбежно получал своего рода обкатку.

http://sch415.5ballov.ru




Поиск







           Rambler's Top100
Все права защищены © Po4emu