История бензопилы
Бензопила - история создания.
Вступление.
По рунету разгуливает список, в
котором собраны интересные
вопросы типа: "Почему слово
«аббревиатура» такое длинное?"
или "Почему чтобы закончить
работу в Виндовс нужно нажать на
СТАРТ?". На днях я задумался над
столь же сложным вопросом:
"Когда была сделана первая
бензопила?"
Казалось бы простой вопрос. Но
вот ответа на него не нашлось.
Первая
в мире бензопила
Оказывается, на право считаться
изобретателем бензопилы
претендуют многие современные
производители этой чудо-машины,
но прав может быть только один
из них. Пришлось искать самому.
Поиск по русско- и англоязычному
интернету результатов не дал.
Точнее почти не дал. Я узнал,
что бензопилы появились в 1920-х
и что именно в этот период их
"первыми создали" большинство их
тех кто претендует на звание
"Создатель бензопилы". Так же я
узнал, что задолго до моего
рождения, очень солидные журналы
писали о том, что бензопилы
очень старое изобретения и в
подтверждение приводили
фотографии.
Но тут возникала проблема. Те
кто об этом рассказывал, могли
точно назвать номер журнала,
страницу, описать что изображено
на фотографии и что написано под
ней, НО самих фотографий не было
(либо были, но их качество было
даже хуже чем съёмки лунных
экспедиций). Вобщем пришлось
брать дело в свои руки и
шевелить мышкой.
Честно скажу, я не знаю на чём
работала та пила, но обязательно
узнаю. Ведь я уже прошёл
значительную часть пути к этому
Знанию.
В связи с невозможность
обнаружить Творца пилы, я
отправился окольным путём.
Ночь
первая: Первопроходцы
С подачи коллег (подбросили
идею, а сами ушли домой спать!)
я начал патентные изыскания.
Выяснилось что в интернете можно
получить доступ к патентной
библиотеке США и ознакомится с
документами начиная с 1790 года.
В течении следующих часов я
ознакомился с форматами
американских патентов, с тем как
в течении последних 100 лет
менялись требования к
оформлением патентов, с
принципами построения
классификатора патентов и
выяснил какой раздел
классификатора мне нужен. Я стал
мастером по патентному поиску.
Но я так и не узнал кто первым
сделал бензопилу. Я даже не
узнал кто её первым
запатентовал. Но в результате
почти написал обзор по истории
бензопил.
Краткое содержание первого
варианта первой части "Всемирной
истории бензопиления", который
был почти написан, но так и не
увидит свет.
- Бензопила по сути своей
является "цепной пилой". Значит,
что бы найти изобретателя нужно
всего лишь узнать кто первый
присоединил к цепной пиле
бензиновый двигатель. Осталось
лишь проследить этапы эволюции
цепных пил "от амёбы до
человека"
- 1 сентября 1885 года некий
Walter S. Shipe запатентовал
цепную пилу. Он не удосужился
указать как и к чему её крепить,
но сообщил что лучше всего к
пиле подключать лошадь или
паровую машину. Бензопила на
лошадиной тяге? Всё-таки
каменный век был не так давно!
- 7 октября 1902 хитрец John
Arthur Brines получил патент на
мобильную пилу. Она каталась на
колёсике и вместо известной нам
шины имела U-образную раму. Не
слишком напрягаясь с двигателем
он дал расплывчатую
формулировку, мол "подойдёт
любой подходящий для нашего дела
двигатель". К тому же название
своему изобретению он дал "Sawing
apparatus".
Признавать такий "аппаратус"
первой бензопилой не хотелось и
я сказал себе что, двигатель
внутреннего сгорания в 1902 году
должен быть размером с Зимний
дворец и значит уместиться на
каталке Джона не мог.
- Наконец, после Великой
Октябрьской Социалистической
Революции появилась на свет пила
достойная быть предком
бензопилы.
Настоящая ручная компактная
пила, с современной шиной и
цепью. Причём ручная она в
прямом смысле слова, потому как
приводится в действие путём
вращения ручки. До заветной цели
остаётся один шаг- прикрепить
мотор.
- Вот ведь открытие. Никогда бы
не подумал. Вот так дремучее
средневековье.
Подумать только, уже в 1930
году, приличная пила с
нормальной компоновкой и к
тому-же ЭЛЕКТРО. И кстати,
бензиновых не видно ещё лет 5, а
те которые есть на допотопной
U-образной раме. Вот оно
величайшее научное открытие
современности: электрические
цепные пилы появились раньше
бензиновых.
Дойдя до открытия примата
электропилы перед бензопилой я
решил что-то делаю не так и
решил лечь спать, благо было уже
утро и наступило время, когда
нормальные интернетчики ложатся
спать. К тому же машина 1910
года наводила на мысль что
прогресс шёл быстрее, чем мне
виделось. Я решил утром копнуть
поглубже. Лучше бы я этого не
делал.
Гринпинская трясина: шаг вправо,
шаг влево...
На утро/обед, не до конца
проснувшись, я начал копать по
сторонам. Первые же взмахи
лопатой показали, что я очень
мало знаю о классификаторе
патентов, но зато много чего
имею сказать об интимной жизни
родителей создателей
классификатора. Цепные пилы были
рассредоточены равномерным слоем
по всему классификатору и
присутствовали везде, где только
можно, за исключением той
категории, где было написано "Chain
Saw".
Сперва обнаружился патент 1911
года на цепную электропилу,
потом в 1912-13 детально
проработанные чертежи цепных пил
с паровым и пневмоприводом. Они
хоть и были на U-образной раме,
но прорисованы до последнего
винтика, что давало надежду что
данные агрегаты были воплощены в
железе.
Потом обнаружился патент 1905
года на цепную пилу с
пневмоприводом. И можно сказать,
что конструктивно это была пила
с шиной.
Мир рушился. В следующие полчаса
я нашёл патент на шину от 1883
года (против первоначальной цепи
1885), а потом вообще
полноценную пилораму на цепной
пиле от 1868 года.
Вобщем, пришлось отказаться от
почти написанного первого
варианта "Всемирной истории
бензопиления" и начать писать
сразу второй вариант. Хочется
надеяться, что я смогу это
сделать до того как накопаю
материалов на третий.
http://www.obrez.ru