История игры Го
Го - настольная логическая игра.
Как и в шахматах, в ней все
зависит от способности игрока
предвидеть ход игры, составить и
воплотить в партии оптимальный
план действий.
Древние китайские легенды
приписывают ее изобретение Яо и
Шуню, первым из упоминающихся в
летописях китайских правителей (XXVI-XXIII
вв. до н. э.). Другие легенды
называют автором Вей ци (одно из
китайских названий игры) князя
By, изобретателя иероглифической
письменности и игральных карт.
Существуют версии, которые
связывают игру с гаданиями и
космологией древних китайцев,
считавших жизнь -
противоборством двух начал.
Некоторые современные историки
предполагают, что игра была
придумана математиками
Центральной Азии в III
тысячелетии до н. э. и уже из
Индии проникла в Китай.
Так или иначе в Китае семена
игры упали на благодатную почву.
В исторических хрониках можно
найти упоминания о ней как о
достойном времяпрепровождении.
Поэты называли ее игрой
политиков и дипломатов. "Вей ци
учит человека жить" - так
выразил свое отношение к игре
знаменитый мыслитель Конфуций.
В народе мастеров игры называли
Ци-сей (в японском произношении
Кисеи). "Ци" - название игры,
"сей" - "святой, чародей,
волшебник". В наше время титул
Кисей является одним из самых
престижных.
В 581-619 годах н. э. было
создано первое десятитомное
руководство по игре, посвященное
в основном разбору тактических и
технических приемов. Историки
отмечают, что и шахматы, и го
переживали период расцвета в
эпохи бурного развития
литературы и искусства.
В середине I тысячелетия н. э.
игра через Корею проникла в
Японию, где обрела свою вторую
родину и современный вид. Ниже
приводится описание модификации
игры, известной всему миру под
японским названием "го".
В Японии в VIII веке занятие ею
было приравнено к упражнениям на
музыкальных инструментах. Чуть
позже были введены ограничения
на атрибуты игры: простолюдинам
разрешалось играть только
галькой на грубых,
необструганных досках.
Затем игра почти на три века
стала исключительной привилегией
императорского двора. В музее
древних национальных сокровищ в
городе Нара хранится комплект,
изготовленный для императора.
Особым великолепием поражает
доска, выполненная из древесины
драгоценных пород и богато
инкрустированная изображениями
птиц и животных, а камни - из
драгоценных камней красного и
белого цветов.
Начиная с XII века го
распространяется по всей стране,
ею увлекаются феодалы и воины,
монахи и ремесленники, причем за
высокий уровень игры можно было
получить денежное
вознаграждение, титул или
повышение по службе, что
способствовало развитию теории и
практики, появлению
профессиональных игроков и
преподавателей.
В конце XVI века сильнейшим
игроком Японии был Хонимбо Санся.
Когда в 1603 году была учреждена
Государственная академия го,
возглавил ее Хонимбо.
В рамках академии были
сформированы четыре школы,
представители которых
разрабатывали теорию игры,
воспитывали учеников,
участвовали в регулярно
проводившихся матчах и турнирах,
консультировали любителей.
Мастер, глава школы, выбирал
среди лучших учеников преемника,
который как бы по наследству
получал его фамилию. Так, на
смену Хонинбо I пришел Хонинбо
II и так далее.
Тогда же была принята
квалификационная система,
существующая и сегодня, по
которой игрок получает
определенный разряд - дан: от
первого - низшего, до девятого -
высшего. Система базируется на
форовом принципе. Так, игрок,
имеющий 9-й дан, чтобы партнеры
находились в равных условиях,
дает игроку 7-го дана один
камень форы (ход), 4-го дана -
два камня форы, 1-го - три
камня. Заметим, что по оценке
специалистов, каждый ход в
начале партии "стоит" около 10
очков.
Даны давались очень скупо, лишь
на основе больших и стабильных
успехов. Сильнейшему игроку
страны присваивался титул "мэйдзин",
что можно перевести как
"виртуоз", "мастер",
"избранный". За 300 лет звания
мэйдзин удостаивались только 9
человек, сейчас этот титул
разыгрывается в турнирах.
Для японцев характерно отношение
к го как к искусству. В
классической теории игры,
которая закладывалась в то
время, важное значение имел
принцип эстетической оценки
позиции с точки зрения гармонии
в расположении камней. Играть
"некрасиво" считалось
недостойным для профессионала. И
действительно, "катачи" -
"красивые формы" в го чаще всего
оказываются самыми крепкими и
эффективными.
Японские мастера
систематизировали основные формы
этих построений, положили их в
основу теории дзёсэки - дебютных
вариантов в углу. Выбирая один,
наиболее подходящий для данного
случая, игрок как бы творит, а
составленная им композиция
черно-белых линий на фоне доски
зачастую отвечает всем канонам
прекрасного. Недаром первая
заповедь го звучит: "Не стремись
выиграть, а стремись сыграть
красивую партию".
В конце XIX века Академия го,
причисленная к анахронизмам
феодального строя, была закрыта.
Возрождение игры началось в 20-х
годах, когда в ее пропаганду
включились газеты и журналы. В
1924 году была образована
Ассоциация го Нихон Киин,
объединившая как профессионалов,
так и любителей.
Книга двух молодых мастеров
Китани и Гозэйгэна, посвященная
теории фусэки (дебюта в го),
дала новый толчок в развитии го.
Авторы выдвинули новую концепцию
самой сложной части партии,
изложив ее в живой и доступной
форме. Стиль игры, предложенный
молодыми мастерами, отличался от
стиля классической школы большей
"открытостью", смелостью,
боевитостью. Постепенно менялось
отношение к игре - го все больше
становилась спортом.
Матч между Китани и Хонинбо
Шусаи, сыгранный в 1938 году,
воспринимался современниками как
столкновение двух эпох в истории
го. Одна партия игралась в
течение полугода. 14 раз игроки
возобновляли игру после 3-5 дней
перерыва. Контроль времени - 40
часов на партию каждому игроку.
Драматической истории этого
поединка, удивительной фигуре
непобедимого Шусаи, проигравшего
свой последний матч, посвящен
роман Ясунари Кавабаты "Мэйдзин".
Шусаи Хонинбо XXI стал последним
наследственным Хонинбо: он
передал титул Ассоциации Нихон
Киин, которая устраивает
ежегодные турниры на звание
Хонинбо. Телевидение регулярно
организует и показывает турниры
с малым контролем времени - по
10 и 15 минут каждому игроку на
всю партию.
В стране открыты тысячи клубов,
развернута обширная сеть курсов
и школ для всех возрастов и
степеней подготовки.
Регламент турниров по го сегодня
стал более жестким: для обычных
партий - от 3 до 5 часов каждому
игроку, для особо ответственных
поединков от 8 до 10, при этом
партия играется два дня подряд,
а перерыв между партиями
составляет 7-10 дней.
Чтобы уменьшить отрицательные
последствия цейтнотов, была
введена система байоми, по
которой на обдумывание каждого
хода в цейтноте дается
ограниченное время, например,
одна минута. Для любителей го в
Японии ежегодно организуется
несколько больших массовых
турниров, стать победителем
которых очень почетно.
У них своя квалификационная
система: кроме мастерских
разрядов - данов, существуют так
называемые кю - от 1-го кю -
высшего разряда до 10-го кю -
низшего. Эта система также
построена на форовом принципе,
но разница между разрядами точно
равна количеству камней форы.
Например, игрок 5-го дана дает
игроку 2-го три камня форы, а
игрок 1-го кю игроку 10-го кю -
девять камней.
Седьмой дан является самым
высоким у любителей, имеют его в
Японии только четыре человека.
Регламент любительских
соревнований сильно отличается
от регламента профессиональных:
от 30 минут до 2 часов каждому
игроку на партию; байоми, если
оно используется, не превышает
30 секунд на ход. В один день
играется несколько партий,
поэтому турниры любителей можно
проводить в выходные и
праздничные дни.
До конца прошлого века
европейцы, посетившие Японию,
рассказывали о го как о какой-то
диковинке. Некоторое время ее
называли "облавные шашки", что
совершенно не отражало сути. В
1908 году в Европе вышел учебник
по го, написанный немецким
инженером Коршельтом, прожившим
много лет в Японии и бравшим
уроки у японского мастера.
У истоков европейского го стояли
экс-чемпион мира по шахматам
Эммануил Ласкер и его
однофамилец Эдвард Ласкер,
международный мастер по
шахматам, создавшие первый в
Европе клуб любителей го.
Впоследствии Ласкером пришлось
покинуть Германию, но они не
забыли своего увлечения. Эдварда
Ласкера, автора книги "Го и
го-моку", считают "отцом"
американского го.
После второй мировой войны игра
стала развиваться в Европе
бурными темпами, резко возросло
число клубов, начали проводиться
соревнования, образовались
национальные ассоциации в
Англии, ФРГ, Австрии и
Голландии. В 1956 году была
создана Европейская федерация
го, которая ныне объединяет
федерации 22 стран, с 1957 года
ежегодно проводятся чемпионаты
Европы. С 1979 года проводятся
личные чемпионаты мира среди
любителей, а в 1982 году
образована Международная
федерация го.
На русском языке первая брошюра
по го вышла в Петербурге в 1914
году, но большого
распространения игра не
получила.
В начале 60-х годов интерес к го
возродился: в 1962 году правила
игры напечатал журнал "Юный
техник", в 1965-м - "Техника -
молодежи". В 1965 году группа
энтузиастов создала в Ленинграде
первую в стране секцию. Позднее
организуются и серьезные
соревнования: "Турнир памяти
Эммануила Ласкера", турниры на
приз Общества дружбы СССР -
Япония, на звание сильнейшего
игрока Ленинграда.
В 1975-1976 годах журнал "Наука
и жизнь" опубликовал серии
статей "Школа го". Активисты го
в 70 городах страны образовали
секции, в которых проводят
работу по пропаганде игры и
обучению новичков.
В Ленинграде, Москве, Казани,
Петрозаводске, Киеве, Сочи,
Краснодаре проходят турниры,
выросли молодые советские
мастера. Пришел и первый успех:
аспирант ЛГУ Алексей Лазарев,
победитель конкурса решения
задач в журнале "Наука и жизнь"
1975-1976 годов среди
школьников, а теперь один из
сильнейших игроков страны,
завоевал второе место на
европейском чемпионате по го
1987 года в Гренобле, опередив
при этом большое число игроков
5-х и 6-х данов.
А в 1988 году команда России в
составе Валерия Соловьева,
Алексея Лазарева, Виктора
Богданова и Георгия Нилова стала
чемпионом Европы. И наконец, в
1989 году была создана Федерация
го СССР; игра была официально
признана в стране как вид
спорта.
Комплект для игры.
Состоит из доски, камней (так
называются фишки в го), черного
и белого цветов и двух чаш для
их хранения. Игровое поле доски
- прямоугольник с нанесенными на
нем 19 вертикальными и 19
горизонтальными линиями. Размер
клетки равен примерно диаметру
камня и чуть вытянут по
вертикали, учитывая особенности
человеческого глаза.
Ходы в го делаются на
пересечения линий, таким
образом, на доске имеется 361
пункт для игры. Для облегчения
восприятия доски девять пунктов
отмечены точками. В учебных
целях могут использоваться доски
меньших размеров: 13 Х 13 или 9
Х 9 линий. Камни го похожи на
двояковыпуклую линзу. Такая
форма наиболее удобна для
постановки и снятия их с доски.
В комплект входят 181 черный и
180 белых камней. Обычно в
партии используется по 100-120
камней.
Доски для особо ответственных
поединков изготавливаются из
дерева кайя, обладающего
удивительным свойством: под
весом камня поверхность доски
прогибается, образуя лунку,
исчезающую через несколько минут
после того, как камень с доски
убрали. Для таких комплектов
камни вытачиваются из черного
сланца и из белоснежных раковин
моллюска Хамагури.
На турнирах применяются доски из
дерева или пластмассы, камни из
стекла, пластмассы или металла.
Для игры пригодны и круглые
фишки из линолеума и доска из
бумаги или картона. Можно играть
даже без комплекта, зарисовывая
позицию на листе бумаги в клетку
и стирая "снимаемые камни".
Георгий и Дмитрий Ниловы,
"Игры и Развлечения" книга 2
Молодая Гвардия, М. 1990.
http://go.aspec.ru