История мирового искусства
Шедевры человеческого гения -
это отражения глубинных
тенденций, происходящих внутри
общества.
Собственно, авторы нетленных
произведений, как люди особой
духовной конституции, натуры
чувствительные, не могут
равнодушно наблюдать внутренние
процессы, происходящие в
обществе - и выплескивают
эмоциональный отзвук в своих
творениях.
Искусство является лишь
непредвзятым зеркалом
реальности, отражающим все
детали и явления с поразительной
остротой. История развития
искусства отображает историю
развития человечества.
Развитие мирового искусства, как
и отдельно взятых стран и
народностей, идет, как известно,
не только по спирали, но и
синусоидально. Рассмотрим это на
примерах нескольких периодов
взлетов и падений культуры.
Начнем с самого древнего из
известных нам видов живописи -
наскальной.
Сначала первобытные художники
пытались изобразить
гармоничность телосложения
охотников и животных, изящество
движения, используя имеющиеся в
их распоряжении технологии и
материалы. Иногда им удавалась
это передать достаточно тонко.
Затем наступает момент, когда
почти изящные формы сменяются
какими-то нелепыми точками,
черточками и загогулинами.
Что это? Внезапное отупение
человечества? Вовсе нет.
Просто от созерцания внешних
красот окружающего живописцы
перешли к осознанию мира
внутреннего, к осмыслению
духовных процессов, происходящих
в мире и в них самих. Искусство
становится более символичным,
реальность воспринимается как
символы высшего, божественного
начала. Человечество пытается
познать Бога, осознать себя и
собственное предназначение.
Через символы люди воспринимают
взаимосвязь духа, души и тела.
В это же время зарождаются
танцы, театр, первобытная
философия.
Новые тенденции в искусстве,
спады или падения его становятся
своеобразным индикатором
общечеловеческого прогресса или
регресса в данный конкретный
период времени.
Древняя Греция с ее
непревзойденной красоты
статуями, эпическими поэмами
Гомера (или нескольких Гомеров -
до сих пор неизвестно
доподлинно, то ли слепой певец и
впрямь имел место быть в истории
греческой литературы, то ли его
роль сыграли несколько
соавторов-современников поэта),
трагедиями Софокла, философией
Аристотеля.
И наряду с художественным
совершенством ярким контрастом -
повсеместный разгул,
гомосексуализм, возведенный в
ранг государственной политики.
Расцвет греческого искусства
стал его закатом - государство,
утопив духовность в пороках, не
смогло физически защитить себя
от нашествия варваров.
Варвары - римляне, захватившие
небывалые по тем временам
ценности, поневоле восторгаясь
чуждой культурой, приобщаясь к
чужому воспитанию, переняли у
греков их художественную манеру
и, в конечном итоге,
политическую и экономическую
стратегии, значительно
повлиявшие на развитие страны.
Строжайшая дисциплина в армии и
в стране в целом постепенно
сменялась сладостным бездельем,
негой и распутством,
бессмысленные массовые убийства
на аренах цирков добавляли
адреналина в спокойное течение
крови римских граждан,
покорителей мира. Эпоха
Возрождения, золотой век
итальянского искусства, стал
прямым возрождением античности,
повторив все его пороки. Италия
сдает политические позиции, так
же, как в свое время ее бывший
духовный наставник.
Период средневековья. Именно в
это время, творил свои полотна в
Нидерландах Иероним Босх.
Маленький городок, где он
родился и прожил, не выезжая,
отличался спокойным размеренным
течением жизни. Правители
страны, Габсбурги, "римские
императоры" и ставленники
римской империи, обеспечили себе
и подданным покойное
существование.
Художник писал мрачноватые,
полные аллегории и сарказма
картины, практически все они
заставляют зрителей задуматься о
тайном, духовном смысле бытия.
Современные ему нидерландские
живописцы, писавшие в манере
голландской школы, материальную
реальность отображали так же -
словно бытие существует в виде
какого-то чистилища.
Великий Рембрандт, ненадолго
переживший Босха, будучи
человеком чрезвычайно
религиозным, даже во внешней
красоте человеческого тела
выявлял его глубинную духовную
сущность. В собственных
автопортретах, написанных в
конце жизни, автор словно
пытается раскрыть собственные
характеристические особенности.
Сознание человечества меняться
от синкретического (Босх как
яркий представитель), к
дуалистическому, отделению "эго"
от проявлений внешнего мира.
То было в давние времена.
Попытаемся рассмотреть более
близкие к нам годы. Обратимся к
концу девятнадцатого - началу
двадцатого века. На рубеже веков
сложились тенденции развития
антиискусства, художники
инсталлировали, разрушали
традиционные средства
изображения мира. Кандинский,
Пикассо, Малевич стали
основоположниками антиформ в
изобразительном искусстве.
Знаменитый "Черный квадрат"
Малевича - детская шалость рядом
с работами Кандинского и
Пикассо.
Довольно посредственный в начале
творческого пути художник
Сальвадор Дали только уникальной
работоспособностью и чрезмерной
эпотажностью (он считал, что о
нем должны вспоминать ежедневно,
не важно, что именно послужит
поводом для разговоров) снискал
популярность среди ценителей
изобразительного искусства.
В середине-конце двадцатого века
инсталляция искусства нарастает.
Распиливание картин, выливание и
смешивание красок на холст
становятся все более популярными
техниками привлечения к себе
зрительского интереса. И,
наконец, сегодня изобразительное
искусство постепенно подменяется
искусством виртуальным -
компьютерные технологии
внедряются в сознание людей,
делая искусство все более
технологичным.
Вместе с тем в мире и в России
особенно растет количество вновь
построенных храмов, соборов,
мечетей, увеличивается прирост
религиозных конфессий.
Противостояние между
христианством и исламом
достигает апогея не только на
морально-этическом, но и на
физическом уровне. Мир вступает
в пору удовлетворения,
насыщения, чтобы затем вновь
постепенно приблизиться к
пресыщенности.
В современной литературе
фантастичность и сказочность
уступают место спокойной
описательности события, порой
тонкой ироничности. И даже
нашумевшая мировая знаменитость,
российский фантаст Сергей
Лукьяненко отходит от типичной
фантастики.
Его совершенно нереальные первые
романы и рассказы "Лабиринт
отражений", "Линия грёз", "Гаджет"
сменяются фантастикой-намеком,
полной бытовых, привычных
предметов и образов и даже
типических натур, в которых
можно легко узнать окружающих
нас изо дня в день людей
("Спектр", "Ночной, дозор",
"Дневной дозор", "Последний
дозор", "Черновик"). В моду
входит так называемый женский
иронический детектив.
Итак, лучшие, казалось бы,
творения человеческого гения
зарождаются во времена гниения и
распада духа, когда
материальные, телесные ценности
выходят на передний план.
Нетленные шедевры, созданные
величайшими авторами, отражают
глубину падения общества в
бездну разврата.
Здесь перед вами предстанет
история искусства во всей ее
убедительной непредвзятости.
Здесь раскрывается перед
вдумчивым зрителем всемирная
история человечества, все пороки
его души и вершины его духовного
богатства.
http://www.worldarthistory.com