История рок-музыки
Безобразная, порочная,
губительная" - такими эпитетами
награждала белая Америка новый
музыкальный стиль – рок-н-ролл.
Но последующие десятилетия
показали, что это направление,
уходящее корнями в глубь
истории, - не преходящая мода, а
музыкальная культура нескольких
поколений.
Стиль "рок-н-ролл", впитавший в
себя элементы как европейской,
так и африканской культуры, мог
появиться только в Америке.
Иммигранты из разных стран
Европы, хлынувшие в Новый Свет в
XVII-XVIII вв., везли с собой не
только свою музыку, но и
инструменты. Сохранили свои
музыкальные традиции и рабы,
завезенные из Африки, но ввиду
запрета на игру на национальных
инструментах им приходилось
довольствоваться пением и
танцами.
В течение следующих двух
столетий сосуществование двух
музыкальных культур не могло не
привести к их взаимному
обогащению, несмотря на
предрассудки, протесты и попытки
оградить их друг от друга. В
результате такой эволюции
появились рэгтайм, джаз, свинг и
блюз.
Со временем блюз, характерный
для сельской местности южных
штатов, проник на север и в
большие города, где
эволюционировал в ритм-энд-блюз
- предтечу рок-н-ролла.
Музыка
для подростков
Подобно джазу и блюзу,
ритм-энд-блюз был поначалу
черной музыкой и белую аудиторию
интересовал мало.
Однако после Второй мировой
войны о себе заявила новая
социальная формация - тинейджеры.
Пресытившись музыкой своих
родителей, белые подростки стали
повально скупать пластинки с
ритм-энд-блюзовыми композициями.
К началу 50-х годов записи Мадди
Уотерза, Рэя Чарлза, The
Drifters и других исполнителей
блюзов и ритм-энд-блюза стали
занимать в чартах верхние
позиции рядом с Эдди Фишером,
Перри Комо и другими "безупречно
белыми" артистами.
Рождение рок-н-ролла
Ритм-энд-блюзовые композиции
начали исполнять и белые, среди
которых был певец в стиле кантри
и вестерн по имени Билл Хэйли. В
1953 г. он записал две-три вещи,
ранее ставшие хитами других
музыкантов, в том числе Crazy
Man Crazy.
В следующем году он записал диск
с двумя песнями: Thirteen Women
и Rock Around the Clock. После
этого в его исполнении вышли
Shake, Rattle and Roll, Mambo
Rock и Birth of the Boogie. Но,
несмотря на название последней
песни ("Рождение буги-вуги"), на
свет появилось совсем другое
дитя. Как пел в одной из своих
песен Мадди Уотерз, "ритм и блюз
родили крошку и назвали
рок-н-ролл".
Позже песня Rock Around the
Clock прозвучала в фильме
"Школьные джунгли". Картина
имела у американских и
британских подростков
ошеломительный успех. Ее показ в
кинотеатрах сопровождался
беспрецедентными сценами:
тинейджеры выламывали стулья в
зале, поскольку проходы между
рядами не вмещали всех желающих
танцевать. Песня вошла в
американские чарты в мае 1954
г., а с июля целых шесть недель
возглавляла хит-парад.
Продержавшись в рейтинге сорока
лучших песен ("Топ-40") 24
недели, девятнадцать из которых
она входила в Топ-10, композиция
стала одним из вечных шлягеров
поп-музыки. Молодежь, знавшая
Хэйли по его песням, была очень
удивлена тем, что ее кумир
оказался круглолицым коротышкой
с кокетливым, зачесанным на лоб
хохолком.
Тривиальная внешность, тем не
менее, никак не сказалась на
невиданных тиражах его
пластинок.
В 1957 г. Хэйли стал первым
рок-музыкантом из США, который
гастролировал в Великобритании.
По прибытии в Лондон он 20 минут
не мог пробиться сквозь
встречавшую его толпу, а на
концерте в "Доминион-тиэтр" его
фанаты так разошлись, что
некоторые члены парламента даже
попытались добиться
правительственного запрета на
рок-н-ролл. Со временем,
конечно, его песни исчезли из
хитпарадов, но к моменту своей
смерти в 1981 г. он продал более
60 млн. пластинок, что,
несомненно, свидетельствует о
его славе рок-звезды первой
величины
Классика рока
Среди прочих гигантов ранней
эпохи рок-н-ролла был Литтл
Ричард, выступивший вместе с
Хэйли в Rock Around the Clock;
Фэтс Домино - исполнитель
ритм-энд-блюза, начинавший
пианистом в новоорлеанском баре
за три доллара в неделю; Джерри
Ли Льюис, родители которого в
1949 г. заложили дом, чтобы
купить своему одаренному
16-летнему сыну пианино. Семь
лет спустя Льюису с отцом
пришлось на время стать уличными
торговцами, чтобы собрать деньги
на поездку в Мемфис для записи
песни Whole Lot of Shakin' Coin'
On.
Признанная сегодня классикой
рок-музыки, тогда эта
"вульгарная" песня попала под
запрет на большинстве
радиостанций. Ярлык "вульгарный"
часто клеили и на молодого
человека, записавшего Rock
Around the Clock за год до Хэйли,
но очень малым тиражом.
Три года спустя, после выхода в
марте 1956 г. хита Heartbreak
Hotel, о нем заговорили все
газеты, а еще через месяц 40
миллионов американцев увидели
исполнение этой песни по
телевизору. Молодежь сразу
воспылала к певцу горячей
любовью, а старшее поколение
отзывалось о нем не иначе, как
"отвратительный, порочный",
"деревня", "позор рода
человеческого", "маньяк с
немытой шевелюрой и грязными
песнями", "растлитель молодежи".
Звали его Элвис Пресли.
Со временем Элвис стал
бесспорным королем рок-н-ролла.
В его репертуаре было много
песен, которые сегодня по праву
считаются классикой рока, в том
числе Jailhouse Rock, Hound Dog
и All Shook Up, и баллады Love
Me Tender и Can't Help Falling
in Love. На фильмы с его
участием народ валил толпами.
Когда в 1977 г. Пресли умер,
миллионам людей, чьи юношеские
годы пришлись на 50-е и 60-е, а
также их детям казалось, что с
их кумиром умер и рок-н-ролл.
Поначалу на эстраде и на полках
магазинов грамзаписей по обе
стороны океана господствовали
американцы. В лидерах английских
хит-парадов ходили и Томми Стил,
и Клифф Ричард, и Марти Уайлд,
но они не имели особого успеха в
США, где за заветное место в
чартах соревновались такие
звезды, как Бадди Холли, Эдди
Кокрейн, Рэй Чарлз, Джин
Винсент, Everly Brothers, Сэм
Кук, Danny and the Juniors,
Брэнда Ли и другие.
Новый стиль
В начале 60-х произошла новая
сенсация, когда Чабби Чеккер
пригласил всех потанцевать под
The Twist и Let's Twist Again.
Примерно в то же время
хит-парады стал завоевывать
новый стиль, родившийся в
автомобильном сердце (Motor Town)
Америки Детройте и получивший
название "motown". На вершине
популярности оказались The
Supremes, The Temptations,
Марвин Рэй, The Miracles, Мэри
Уэллс и "Малыш" Стиви Уандер.
Впоследствии Дайана Росс из The
Supremes и Стиви Уандер стали
легендой музыкальной индустрии.
Английский рок
Через две недели после выхода в
США дебютного сингла группы The
Supremes, Buttered Popcorn,
четверка молодых людей - Джон
Леннон, Пол Маккартни, Джордж
Харрисон и Пит Бест, назвавших
свою группу The Beatles, -
начала регулярные выступления в
ливерпульском клубе "Каверна".
Год спустя, уже после того как
Беста заменил новый ударник
Ринго Старр, группа записала
песенку Love Me Do. После этого
вышли Please Please Me, She
Loves You, I Wanna Hold Your
Hand и целый ряд других песен,
ставших хитами.
В 1964 г. The Beatles
отправились на гастроли в
Нью-Йорк, где их встречали
тысячи экзальтированных
поклонниц.
Шестидесятые годы прошли под
знаком безраздельного
доминирования "битлов", и со
временем, продав более миллиарда
пластинок и кассет, они стали
самой популярной группой всех
времен и народов. Влиятельный
музыкальный еженедельник "Роллинг
стоун" писал, что "звучание The
Beatles сочетает в себе Чака
Берри и Литтл Ричарда, Элвиса и
кантри-рок, вокальную гармонию
от дувопа до Everly Brothers и
Beach Boys, романтизм Бадди
Холли и сладенький поп для
старшеклассниц Фила Спектора".
The Beatles быстро возглавили
рейтинг ливерпульских звезд,
куда входили и
- Gerry and The Pacemakers
- Freddy and the Dreamers
- Billy J
- Kramer and The Dakotas и
Силла Блэк.
Британский рок завладел миром
благодаря The Rolling Stones,
The Yard birds. The Hollies, The
Searchers, The Kinks и другим
гигантам, лидировавшим в
хит-парадах по обе стороны
Атлантики.
Закат эпохи
В 1970 г. The Beatles распались
и стали работать поодиночке.
Вопреки слухам, они так никогда
и не выступили вместе. Их
сольные альбомы и так отлично
продавались. В 1980 г. в
Нью-Йорке маньяком был застрелен
Джон Леннон. Как и смерть
Пресли, его гибель стала началом
конца эпохи для целого
поколения.
Отчасти, секрет колоссального
успеха The Beatles заключался в
том, что их лиричные и напевные
баллады полюбились родителям
подростков, шалевших под их же
более громкий роковый бит.
The Rolling Stones - другая
знаменитая британская
рок-группа, соперничающая по
популярности с The Beatles, -
отнюдь не пользовалась успехом у
поколения родителей.
Благодаря своему жесткому и
подчас режущему ухо звучанию,
эти долгожители рока,
выступающие уже почти 40 лет,
олицетворяли собой рок-н-ролл
для миллионов тинейджеров. Это
относилось и к группе The Who,
основанной Роджером Долтри,
Питом Таунсэндом и Джоном
Энтуистлом в 1962 г. Их
неистовые и часто непристойные
выходки, как на сцене, так и в
жизни вызывали категорическое
осуждение старшего поколения.
Сегодня в рок-группе чаще всего
играют две соло-гитары,
бас-гитара, ударные, нередко -
клавишные, а иногда и духовые
инструменты, особенно саксофон.
Все более совершенные технологии
звукозаписи и электронные
средства позволяют нынешним
исполнителям добиваться
невероятно объемного звучания и
потрясающих эффектов не только в
студии, но и на концертах. Среди
пионеров применения этих
эффектов были и The Beatles.
Прогрессивный рок
Рок-музыка, отличающаяся
мастерством и сложностью
исполнения и предназначенная
больше для слушания, чем для
танца, получила название
"прогрессивный рок". Композиции
Pink Floyd, Genesis и других
"прогрессистов" поражали
виртуозностью исполнения,
богатством звучания и
драматизмом. Часто их концерты
превращались в яркое шоу с
фантастической игрой света и
звука.
Другие группы, в частности Cream,
предпочитали не усложнять свою
музыку, полагаясь
преимущественно на невероятно
высокую технику игры в длинных,
насыщенных и громких
импровизациях. Это направление
со временем породило новый
стиль, названный "хэви-металл",
в котором ведущую партию, как
правило, играет электрогитара,
как, например, в композициях Led
Zeppelin.
Панк-рок
Еще одним ответвлением жанра
стал панк-рок (punk -
по-английски "рвань",
"хулиганье") - значительно более
прямолинейный и незамысловатый,
но столь же оглушительный.
Группы The Clash и Sex Pistols
пользовались особой
популярностью у панковских
группировок и единодушной
антипатией у их родителей.
Некоторых из пионеров
рок-н-ролла уже нет в живых.
Многие группы, положившие начало
целым направлениям и стилям,
давно распались. Но их музыка
живет в записи. Непрерывно
рождая новых звезд и новое
звучание, рок-н-ролл продолжает
оказывать существенное влияние
на всю современную музыку.
Поп-музыка, не имеющая ярко
выраженной стилистической
окрашенности, в основном черпает
свои элементы из других стилей -
соул, фолк, кантри и вестерн,
пытаясь таким образом угодить
всем.
http://www.worldarthistory.com