История праздника Рождества Христова
Соперничая с Пасхой своей
торжественностью, праздник
Рождества Христова заставляет
думать, что он появился в самые
первые времена Христианства, в
век еще апостольский.
Даже как то трудно себе
представить, чтобы христиане
когда-либо могли не праздновать
дня рождения своего Спасителя,
чтобы не "помнили" "и не
святили" этого дня. На самом же
деле было далеко не так и было
по очень простой причине.
То не случайность, что христиане
обыкновенно не празднуют дня
рождения своего, а празднуют
именины, т. е. день крещения
своего. Этим христианин
показывает, что не великая была
бы радость для мира, да и для
него самого, что родился на
земле лишний грешник, если б
грешник этот в свое время не
переродился в праведника
(праведника по крайней мере в
возможности) через Таинство
Крещения.
Не будь этого духовного
рождения, христианин о дне
своего рождения мог бы только
сказать с многострадальным
Иовом: "погибни день, в который
я родился, и ночь в которую
сказано: зачался человек".
Древние христиане называли днем
рождения день смерти человека и
называли самым серьезным
образом. Для дня кончины
мучеников самое принятое
название было natalitia,
"родины".
При таком взгляде на день
рождения вообще, могло ли прийти
на мысль христианам праздновать
и день рождения Спасителя?
Правда, его рождение было
настолько необычно, было таким
счастьем для мира, что и
сравнивать его нельзя с каким бы
то ни было человеческим
рождением.
Христос для христиан был до того
небесным человеком, вторым
Адамом, Господом с небес, что
мысль их не могла достаточно
любовно останавливаться на его
плотском рождении.
Скорее хотелось праздновать Его
воскресение, вознесение на небо,
ниспослание Духа Святого, чем
"еже по плоти" рождество Его. И
действительно, все эти праздники
древнее Рождества, несравненно
древнее его празднование
простого воскресения. Древнее
его и праздники в честь
мучеников.
Древняя церковь была принуждена
внешними влияниями установить
праздник в честь этого события.
И раньше, чем Рождество
Спасителя, она стала праздновать
Его крещение. Но и последнее она
стала праздновать не вполне по
своей доброй воле. Ранее
православной церкви этот
праздник ввели у себя еретики -
гностики и ввели потому, что они
придавали самое большое значение
в жизни Спасителя Его крещению.
Ничто так не завлекало христиан
в ересь, особенно в гностицизм,
как богослужение гностиков,
полное гармонических и красивых
песен.
Нужно было гностическому
празднику противопоставить свой
такой же, и вот тогдашняя
православная церковь установила
и у себя торжественный праздник
в честь крещения Господня и
назвала его Богоявлением, внушая
этим названием мысль, что в этот
день Христос не стал впервые
Богом, а только явил себя Богом,
предстал как Бог, как Единый от
Троицы.
Мало того: чтобы еще более
подорвать лжеумствование
гностиков относительно крещения
Христова, тогдашняя православная
церковь стала присоединять к
воспоминанию крещения
воспоминание и рождения
Христова; к последнему еазвание
"Богоявления" шло еще более, чем
крещению. То и другое, Крещение
и Рождество, таким образом
праздновалось в один день под
общим названием "Богоявления", и
именно в день, посвященный ранее
одному крещению - 6 января.
Так по крайней мере было в IV, V
и даже отчасти в VI веках в
Палестине, Египте и других
местах Востока. Армянская
церковь, отделившаяся от
католической в эту эпоху,
сохранила эту практику доселе:
она празднует Рождество Христово
6 января и не имеет праздника
Крещения.
Впервые отделен был праздник
Рождества Христова от Крещения в
Римской церкви в первой половине
IV века, по преданию при папе
Юлии.
Можно догадываться, чем было
вызвано это отделение и почему
именно оно произошло в Риме.
Языческий римский культ с
особенной торжественностью
чествовал зимний солнцеповорот,
но не в тот день, когда он
происходил (8-9 декабря), а в те
дни, когда он становился для
всех ощутимым, именно в конце
декабря. Праздник в честь этого
солнцеповорота назывался днем
"Непобедимого" (dies Invicti),
т.е. днем непобедимого солнца,
солнца, которого не смогла
одолеть зима и которое с этого
времени идет к весне.
В одном римском календаре IV
века именно 25 декабря показан
этот языческий праздник.
Приурочен он к этому именно дню,
может быть, потому, что 18-23
декабря в римском культе
посвящено было чевствованию бога
Сатурна, пожиравшему своих
детей, чевствованию потому
носившему мрачный характер.
За этим печальным праздником
"бога времени" следовал светлый
праздник "бога солнца", как и у
нас пост предшествует великим
праздникам. И после победы
язычества над христианством
праздник этот с особенным
блеском совершался в риме по
крайней мере так совершен он был
при императоре Юлиане
Богоотступнике (по его
свидетельству).
Чтобы отвлечь христиан от этого
языческого праздника, и
перенесли в Риме с 6 января на
этот день воспоминание Рождества
Христова, рождения духовного
незаходимого солнца.
За Римом в этом отношении
последовали и все восточные
церкви. При этом замечательно,
что из восточных церквей на
праздник этот впервые произносят
проповеди три великие святителя:
Василий Великий в Кесарии,
Григорий Богослов в
Константинополе и Иоанн Златоуст
в Антиохии.
Относительно святого Златоуста
из его же бесед мы узнаем не
только то, что именно он ввел в
Антиохии этот праздник и притом
по примеру запада, но с какой
постепенностью и осторожностью
делалось это нововведение.
Впоследствии предание, конечно
римского происхождения,
разукрасило эти действительные
факты в пользу Рима и
представило историю перенесения
праздника с запада на восток в
следующем связном виде.
Кирилл или Ювеналий, епископ
Иерусалимский, письмом к папе
Юлию жаловался на неудобство
праздновать Рождество Христово и
Крещение в один день: "Нельзя
идти в одно время в Вифлеем и на
Иордан" и просил исследовать и
определить день Рождества
Христова; папа рекомендовал
практику своей церкви -
празднование Рождества 25
декабря.
Василий Великий поручил Григорию
Богослову установить на
Константинопольском соборе это
празднование. Златоуст на это
тоже дал согласие. Из Кипра
призван был Епифаний, что бы, в
качестве урожденного еврея, на
основании Писаний утвердить
день.
Древней церкви точно неизвестен
был не только день, но и месяц
рождения Христова. По словам
Климента Александрийского (III
в.), одни полагали это событие в
мае - 20, другие в январе - 10
или 6; по другим свидетельствам
III - II веков Рождество
Христово приурочивается к 25 или
28 марта. Но уже в IV веке
церковь пришла к единодушному
решению этого вопроса именно в
пользу 25 декабря, и на
основании приблизительно
следующих соображений.
Месяц и день смерти Христовой
точно известен из евангелий; а в
церкви издавна распространено
было убеждение, что Христос
должен был находиться на земле
полное число лет, как число
совершенное. Отсюда следовало,
что Христос зачат был в тот же
день, в который пострадал, т.е.
в еврейскую пасху, которая в тот
год приходилась на 25 марта.
Отсчитывая отсюда 9 месяцев,
получали для Рождества Христова
дату 25 декабря. Эту дату
принимает уже святой Ипполит (III
в.); ее защищают святой Златоуст
и блаженный Августин.
Таким образом, весьма вероятно,
что и само событие Рождества
Христова падало на время, когда
оно и празднуется.
Если должно быть соответствие
между течением природной жизни в
мире и благодатной жизни, то как
не было более весны подходящего
времени для зачатия и
воскресения Христова, так
уместнее всего было Рождество
Его в пору года, являющуюся
лучшей после весны.
http://www.humans.ru