История секса
История секса полна событиями
необычными и разнообразными.
Если наших предков, выглядевших
как шимпанзе, больше всего
забавляло раскачивание вместе на
ветвях, то в настоящее время
самые большие умы человечества
озадачены проблемой, как
облагородить данные природой
сексуальные движения человека.
Одна из особенностей
человеческой сексуальности
состоит в том, что переживания,
связанные с удовлетворением
половой потребности, отделены от
её первоначальной биологические
цели - продолжения рода. И
происходит превращения
элементарного полового влечения
в человеческую любовь, когда
взаимоотношения между мужчиной и
женщиной служат не только
средством продолжения рода и
источником чувственного
наслаждения, но и дают
высочайшее счастье глубокой
психологической, душевной
близости.
Формы человеческой сексуальности
безумно многообразны. Такое
проявление сексуальности как
онанизм, который присущ не
только человеку, но и многим
животным, человеческое
воображение способно
эротизировать, и вообще, сделать
сексуально значимым практически
любой реальный или идеальный
объект.
В истории человечества подходы
общества к сексуальным проблемам
всегда были различными. Во все
времена и в любых странах секс
то поднимали до уровня
религиозных обрядов, то
принижали, относя его к культу
сатаны. Его считали то
гражданским долгом, то
преступлением. Тех, кто в
совершенстве владел искусством
наслаждения, или уважали как
одаренных людей, или презирали
как грешников.
В жизни некоторых народов секс
неотъемлемая часть культуры, у
других он ограничен массой
запретов. Секс создает жизнь, но
мог стать и причиной смертной
казни. В некоторых странах, где
мужчины были одержимы
сексуальными проблемами, женщин
считали пособницами дьявола.
Уже древнейшие цивилизации знали
различные формы сексуальной
жизни одни, из которых
нормативно одобрялись и даже
возводились в ранг культурных
символов (например, фаллический
культ, оргиастические ритуалы
Востока и т.д.) а другие,
осуждались и запрещались. В
целом сексуальность усложнялась
и индивидуализировалась по мере
развития культуры и личности.
Однако процесс этот
противоречив. Соотношение
духовных и телесных аспектов
половой жизни, равно как и
отношение к различным формам
сексуальности, неодинаково в
разных обществах.
Древнейшим и самым универсальным
табу, безусловно, является
запрет кровосмешения (инцеста),
но насчёт других аспектов
сексуальности (добрачные и
внебрачные связи, онанизм,
гомосексуализм и т.д.) разные
общества и культуры
придерживались разных, иногда
даже противоположных норм. Но,
даже античные авторы различают
чувственное влечение, половую
страсть к обладанию и
возвышенную духовную,
платоническую любовь.
В полном соответствии с общей
иерархией явлений, заданной
христианством, секс, не
санкционированный супружеством,
был в нашей культуре грехом. Но
и в рамках допускаемых
супружеских отношений
навязывался некий "сексуальный
минимум": метафизические
требования предписывали
практиковать секс лишь "целевым
назначением" - для продолжения
рода. Искать наслаждения было
недопустимо - его в лучшем
случае терпели как неизбежный
побочный эффект.
Христианская церковь здесь
вынуждена допускать своего рода
"двоемыслие" даже применительно
к институту брака: ведь
воздержание остается для нее
самодовлеющей ценностью
независимо от института брака
(особенно это относится к
католицизму). Господствующей для
христианства тенденцией всегда
было стремление жестко
ограничить даже безгрешный секс,
направить его в
одно-единственное, узкое русло.
Как известно, культурная
традиция - в разных кругах
по-разному, - третировала
человеческое тело, и еще в XIX
веке у пуритан или в
викторианской Англии сексуальная
холодность считалась нормой для
женщины, а переживание оргазма -
чем-то для порядочной женщины
неприличным.
А вот где-нибудь в Азии половой
акт мог носить сакральный
характер, и в соответствующей
культурной среде он мог бы
выражать не кощунство, а самую
истовую набожность.
В обществах, которые мы называем
примитивными, культивировалась
сексуальная культура и обучение
сексу, передача знаний о половой
жизни из поколения в поколение.
Правда, не во всех. У некоторых
африканских племен продолжает
бытовать хороший хозяйственный
обычай удаления клитора у
девочек, дабы жены не
отвлекались от кухни и детей на
секс - кроме народной мудрости,
существует еще и народная
глупость. Подобный обычай
существовал еще в начале века у
палестинских арабов, а в
некоторых деревнях, говорят,
существует и поныне.
Для европейского средневековья
характерно двойственное
отношение к сексу. Официальная
христианская мораль в принципе
антисексуальна: всё телесное она
считает низменным и греховным,
видя идеал в полном воздержании;
даже в браке секс допускается
только ради продолжения рода.
Однако на бытовом уровне
средневековая культура была
весьма терпима к сексуальности,
видя в ней нормальный и
естественный аспект
человеческого бытия, свободно
обсуждавшийся в быту и светском
искусстве.
Раннебуржуазное общество внесло
существенные коррективы в эти
установки. В противовес
церковному аскетизму, гуманисты
реабилитируют право человека на
чувственное наслаждение, и
эротика снова занимает место в
официальной `высокой` культуре.
Но вслед за тем религиозная
пуританская мораль создаёт
систему антисексуальных
установок, в свете которых секс
предстаёт не только греховным,
но и несовместимым с
самореализацией личности в сфере
труда и накопления богатства. В
жизни по принципу `делу - время,
потехе - час` для сексуальности
не находится места, она снова
запрещается как нечто постыдное.
Противопоставление `возвышенной`
любви `низменному`, `животному`
половому влечению просто
пронизывает
медико-педагогическую литературу
18-19 вв.
Если античные авторы стремились
научить человека наслаждаться,
то педагоги того времени
озабочены главным образом тем,
как ослабить половое влечение,
оттянуть начало половой жизни.
Мораль полового воздержания
формулируется при этом в тех же
выражениях, что и буржуазные
принципы экономии, накопления,
самоконтроля. Стремление
возвысить человека и культуру,
подкрепленное цензурной
политикой (многие классические
произведения литературы и
искусства в то время считались
`непристойными`), увеличивает
разрыв между моральным сознанием
общества и реальным поведением
людей.
Секс ассоциировывался с чувством
вины, уходил в `подполье`.
Особенно тяжёлым было положение
женщин, которых викторианская
философия считала в принципе
асексуальными, лишёнными половых
потребностей.
Но секс можно сравнить с той
силой, которая заставляет
маргаритку прорастать сквозь
бетон, а корни деревьев -
преодолевать крепкий фундамент и
разрушать дом. И нельзя пытаться
подавлять эту силу, сдерживать
ее развитие - она будет рваться
наружу, сметая все преграды или
приобретая странные, порой
уродливые формы.
Поэтому эти установки
способствовали распространению
фригидности у женщин, а для
мужчин холодность официального
буржуазного брака
компенсировалась узаконенной
проституцией.
Развитие общества, процесс
необратимый, и вскоре произошел
кризис буржуазной системы
ценностей.
Помимо этого возросла
независимость молодёжи от
родителей в городской среде,
произошло ускорение полового
созревания подростков в связи с
акселерацией, появились первые
ростки эмансипации, ослабла
традиционная религиозная мораль,
появились научная сексология и
эффективные контрацептивы,
позволяющие избежать
нежелательной беременности, -
всё это вместе взятое, вызвало
значительные сдвиги в сторону
либерализации половой морали.
В реальных исторических
культурах секс либо
возвеличивался вплоть до
освящения, либо принижался и
прятался как нечто весьма
греховное - на эту полярность мы
уже обращали внимание. Но,
похоже, что когда эти два полюса
сталкиваются, положительные и
отрицательные ценности как бы
взаимно уничтожаются,
аннигилируют.
И вот уже множество средств
массовой информации (особенно в
США во главе с "Плэйбоем") гордо
провозгласили девиз: Sex is fun
- "секс - это удовольствие".
http://sexoid.ru