История гитары
Сегодня гитара заслуженно
считается самым распространенным
музыкальным инструментом.
Что позволило гитаре занять это
место?
Какие разновидности гитар
существуют сегодня?
Что явилось прообразом
современной гитары?
На эти и другие вопросы мы
постараемся дать ответ в этой
статье.
"Гитара - (исп. quitarra от
греч. kithara - лира) род
струнного щипкового музыкального
инструмента с деревянным
корпусом - резонатором в форме
восьмёрки и с длинным грифом" -
Именно такую информацию мы
найдём, обращаясь к компетентным
музыковедческим изданиям и
словарям. Но, как же на самом
деле происходило рождение и
становление этого поистине
легендарного инструмента?
Многие историки по-разному
описывают историю происхождения
современной гитары и ее
разновидностей. Это не
удивительно, ведь первые
струнно-щипковые инструменты,
явившиеся прообразом настоящей
гитары, появились в глубокой
древности, 3-4 тысячи лет до
нашей эры.
Рождением гитары как
современного инструмента можно
считать появление классической
испанской гитары - национального
испанского инструмента. Но её
появлению в традиционном
нынешнем виде предшествовал
длинный путь развития, корни
которого уходят в глубь истории.
По мнению ряда исследователей,
лук первобытного охотника мог
использоваться не только как
оружие, но и как музыкальный
инструмент. Так, если на лук
натянуть не одну тетиву, то в
силу их различной длины, силы
натяжения и толщины изменяется
высота издаваемого ими звука.
Вероятно, именно такой вид имел
древнейший музыкальный
инструмент, ставший прототипом
ассиро-вавилонской или
египетской кифары. В свою
очередь, древние кифары стали
"предками" гитары.
В Месопотамии и Египте некоторые
разновидности кифар (в том числе
египетская набла и арабский
эль-ауд) получили дальнейшее
конструктивное развитие и
распространились по всему
средиземноморскому побережью уже
в 3-2 тысячелетиях до нашей эры.
Самое раннее изображение
инструмента, похожего на гитару,
относится ко 2 веку, к Испании.
Это рисунок на барельефе,
который украшал надгробную стелу
в Мериде. Это уже говорит о
некоторой "культовости"
инструмента и его специфической
направленности.
Начиная с 10 века, изображение
струнных щипковых инструментов
становится общепринятым.
Инструменты этого периода ещё
совмещали в себе черты, которые
в эпоху Возрождения
распределятся между различными
видами щипковых - такими, как
виола, виуэла и гитара.
Гитара имела четыре двойные
струны (четыре хора).
Исполнители применяли следующие
приёмы игры, следуя своей
фантазии: пальцами, плектром
(медиатором), смычком. Уже на
этом этапе были заложены
основные принципы
звукоизвлечения, которые
повлекли за собой
совершенствование конструкции и
окончательное формирование
семейств струнных инструментов.
В 13 веке гитара была уже широко
известна в Испании. Она
становится народным
инструментом, применяется для
сольной игры, аккомпанемента
пению и сопровождения танцев.
Таким образом, гитара из
культовой среды переходит в
сферу бытового музицирования, о
чём свидетельствуют миниатюрные
рукописи, на которых художники
запечатлели придворных
менестрелей с гитарами.
На юге Пиренейского полуострова
в древнем государстве Тартес
(современная Испания) сложилось
два типа кифар (гитар -
фонетическое изменение):
латинская (римская) и
мавританская (арабская) с
характерным для каждого типа
способом звукоизвлечения.
При игре на латинской или
римской кифаре использовался
приём punteado, то есть игра
щипком. А при игре на
мавританской или арабской кифаре
- приём rasgeado, то есть
"бряцание" по струнам всеми
пальцами правой руки. В
последствии игра щипком -
punteado стала основой
классической школы. При этом
добавились ногтевой и пальцевый
способы звукоизвлечения для
правой руки, игра с опорой -
apoiando и без опоры - tirando
на струну после щипка.
В свою очередь, игра приёмом
rasgeado стала основой
испанского стиля исполнения
flamenco, а звукоизвлечение при
помощи различных приспособлений
отразилось в современной игре
медиаторами. Мавританская гитара
не находит широкого
распространения среди
деревенских музыкантов, а
привлекает коронованных особ и
приходится ко двору Альфонса X.
Латинская же - нашла своих
"поклонников" в лице
менестрелей.
На рубеже XV - XV1 веков, к
моменту проникновения в другие
европейские страны гитара имела
пять струн и квартовый строй,
как и родственная ей лютня. В
Германии или Италии была
добавлена шестая струна и гитара
приобрела свой классический вид,
слегка изменив строй для более
полного использования звука
открытых струн. В таком виде
гитара стала серьёзным
музыкальным инструментом с
широкими возможностями.
Это время мы и будем считать
точкой отсчёта истории
современной гитары. На тот
момент уже существовали
параллельно с испанской
классической гитарой и другие её
разновидности, исходя из
географического расположения и
особенностей культурного
развития.
Английской гитарой в Англии и
Америке 18 века назывался
инструмент грушевидной формы с 6
- 14 струнами (более правильное
название - цистра).
Гавайская гитара (укулеле),
которая используется и в
современной американской музыке,
имеет глубокий корпус и 4
металлические струны; играют на
ней с помощью плектра. Своим
характерным звучанием она
обязана скользящей стальной
пластинке, которая ставится на
струны, но не прижимает их к
грифу, изменяя их длину, и,
следовательно, высоту звука.
В России на рубеже 19 - 20 веков
большую популярность получила
семиструнная гитара, настроенная
в основном по терциям. Техника
игры на шестиструнной и на
русской семиструнной гитаре
практически идентична, однако
терцовый строй семиструнной
гитары менее удобен в сложных
полифонических произведениях,
более подходя для
аккомпанемента. В итоге
универсальность испанской гитары
стала неоспоримой.
Вернёмся к классической гитаре,
которая пережила свой первый
расцвет в период с конца 18 века
до середины 19 века. Ряд
блестящих виртуозов и
композиторов связали свою жизнь
с этим инструментом.
Среди них - известнейшие испанцы
Д. Агуадо, Ф. Сор и итальянцы М.
Каркаси, Ф. Карулли, М. Джулиани
и многие, многие другие. Гитара
в руках хорошего исполнителя
стала звучать как "маленький
оркестр". Многие композиторы
того времени (Монтеверди,
Россини, Доницетти, Верди,
Массне) использовали гитару в
своих операх, а Вебер, Берлиоз,
Гуно и другие сами играли на
гитаре.
Знаменитый скрипач Паганини был
прекрасным гитаристом и написал
для гитары ряд произведений.
Русские композиторы Глинка и
Чайковский любили игру на
гитаре, а такие писатели и
поэты, как Державин, Пушкин,
Лермонтов, Л. Толстой, Гёте,
Байрон, Шелли, Бодлер посвятили
ей не одну страницу в своих
произведениях.
С появлением фортепиано,
популярность гитары упала.
Пальма первенства была передана
более молодому инструменту. И
только в начале XX века с
появлением таких виртуозов, как
Ф. Таррега, М. Льобет, А.
Сеговия и других, наступил
перелом - их творчество стало
эталоном, высшей ступенью
развития классической гитары.
Техника игры этих музыкантов
позволяла исполнять очень
сложные произведения в больших
концертных залах. С этого
периода гитара обрела статус
сольного концертного
инструмента, заняв одно из
ведущих мест среди других
классических инструментов.
Особым этапом в развитии гитары,
стало появление электрогитар.
Богатые возможности звуковой
обработки, аналоговые и цифровые
процессоры позволили до
неузнаваемости изменить звук
классической гитары.
Одновременно расширились
исполнительские возможности.
Музыканты получили возможность
максимально точно приблизить
звучание гитары к желаемому
результату.
В это время появляются такие
виртуозы как музыканты группы
Битлз (The Beatles), Джимми
Хендрикс (Jimmy Hendrix), Ингви
Мальмстин (Yngwie Malmsteen),
Джо Сатриани (Joe Satriani),
Ричи Блэкмор (Ritchie Blackmore)
и т.д. Электрическая рок гитара,
с соответствующими обработками,
становится самостоятельным видом
музыкального инструмента. Хотя
многие произведения The Beatles,
прекрасно звучат и в
классическом исполнении. Это еще
раз доказывает универсальность
гитары.
Становится понятно, почему
гитара, во всех ее
многочисленных разновидностях,
стала самым популярным
современным инструментом. Гитара
находит место и в студиях, и на
концертных площадках, и дома, и
в походе у костра.
http://dynatone.ru