История психологии
История психологии — Первые
научные представления о психике
возникли в древнем мире (Индия,
Китай, Египет, Вавилон, Греция,
Грузия) в недрах философии в
противовес религиозному догмату
о душе как особой сущности,
внешним и случайным образом
связанной с телом. Развитие этих
представлений стимулировали
запросы общественной практики,
лечения и воспитания.
Древние
врачи установили, что органом
психики является мозг, и
выработали учение о
темпераментах. Это
естественнонаучное направление
было тесно связано с воззрением
на душу человека как
вещественную (огненную,
воздушную и т. п.) частицу
космоса, движущегося по
собственным вечным и
неотвратимым законам.
В
идеалистических концепциях душа
противопоставлялась телу и
признавалась бессмертной.
Вершиной психологии в период
античности явилось учение
Аристотеля (трактаты «О душе»,
«О возникновении животных» и
др.), в к-ром душа трактуется
как форма организации способного
к жизни материального тела (а не
как вещество или бесплотная
сущность).
Он изложил первую
систему психологических понятий,
выработанных на основе
объективного и генетического
методов. В эллинистический
период из принципа жизни в целом
душа становится принципом только
определенных ее проявлений:
психическое отделяется от
общебиологического. В феодальную
эпоху развитие положительных
знаний о психике резко
замедлилось, но не прекратилось.
Прогрессивные врачи и мыслители арабоязычного мира (Ибн Сина,
Ибн аль-Хайсам, Ибн Рошд и др.)
подготовили своими идеями
последующий расцвет
естественнонаучной психологии в
Западной Европе, где с
зарождением капитализма
укрепляется стремление
исследовать человека опытным
путем как природное существо,
поведение к-рого подчиняется
естественным законам (Леонардо
да Винчи, Х. Л. Вивес, Х. Уарте
и др.).
В эпоху буржуазных
революций и торжества нового
материалистического
мировоззрения складывается
принципиально новый подход к
психической деятельности,
объясняемой и исследуемой теперь
с позиций строжайшего
детерминизма.
Социально-экономические
преобразования обусловили
прогресс психологического
мышления, обогатившегося в XVII
в. рядом фундаментальных
категорий. Р. Декарт открывает
рефлекторную природу поведения
(см. Рефлекс), а понятие о душе
преобразует в нетеологическое
понятие о сознании как
непосредственном знании субъекта
о собственных психических актах.
В эту же эпоху складывается ряд
важнейших психологических
учений: об ассоциации как
закономерной связи психических
явлений, определяемой связью
телесных явлений (Р. Декарт, Т.
Гоббс), об аффектах (Б.
Спиноза), об апперцепции и
бессознательном (Г. Лейбниц), о
происхождении знания из
индивидуального чувственного
опыта (Дж. Локк).
Конкретно-научная разработка
принципа ассоциации английским
врачом Д. Гартли сделала этот
принцип на полтора столетия
главным объяснительным понятием
психологии. В русле
материалистического
мировоззрения развиваются
психологические идеи Д. Дидро,
М. В. Ломоносова, А. Н. Радищева
и других прогрессивных
мыслителей. В XIX в. в недрах
физиологии появились
экспериментальные методы
исследования психических функций
и были сделаны первые попытки
ввести в анализ этих функций
количественные оценки (Э. Г.
Вебер, Г. Т. Фехнер, Г.
Гельмгольц и др.).
Дарвинизм
показал необходимость изучения
психических функций как
реального фактора развития
биологических систем. В 70–80-х
гг. XIX в. психология
превращается в самостоятельную
область знания (отличную от
философии и физиологии).
Главными центрами ее разработки
становятся специальные
экспериментальные лаборатории.
Первая из них была организована
В. Вундтом (Лейпциг, 1879). По
ее образцу возникают аналогичные
учреждения в России, Англии,
США, Франции и других странах.
Последовательную программу
разработки психологии на основе
объективного метода выдвинул И.
М. Сеченов, идеи которого
оплодотворили
экспериментально-психологическую
работу в России (В. М. Бехтерев,
А. А. Токарский, Н. Н. Ланге и
др.), а в дальнейшем через труды
В. М. Бехтерева и И. П. Павлова
оказали влияние на разработку
объективных методов в мировой
психологической науке.
Главными
темами экспериментальной
психологии являлись вначале
ощущения и время реакции (Ф. Дондерс), а затем — ассоциации
(Г. Эббингауз), внимание (Дж.
Кеттел), эмоциональные состояния
(см. Эмоции) (У. Джеймс,
Т.А.Рибо), мышление и воля (Вюрцбургская
школа, А. Бине).
Наряду с
поиском общих закономерностей
психологических процессов
складывается дифференциальная
психология, задачей которой
является определение с помощью
измерительных методов
индивидуальных различий между
людьми (Ф. Гальтон, А. Бине, А.
Ф. Лазурский, В. Штерн и др.).
На рубеже XIX и ХХ вв. в
психологии назревает кризис,
обусловленный ломкой старых
понятий. Терпит крах
представление о сознании как
совокупности непосредственно
переживаемых субъектом явлений.
Акцент переносится на ориентацию
человека в окружающей среде, на
скрытые от сознания факторы
регуляции поведения.
Главным
течением американской психологии
становится бихевиоризм, согласно к-рому психология не должна
выходить за пределы внешне
наблюдаемых телесных реакций на
внешние стимулы. Динамика этих
реакций мыслилась как носящий
вероятностный характер поиск,
случайно ведущий к успешному
действию, закрепляемому
повторением (метод проб и
ошибок). Программные установки
этого направления выразил Дж. Б.
Уотсон (1913).
Другой
влиятельной школой явилась
гештальтпсихология,
экспериментальным объектом
которой явился целостный и
структурный характер психических
образований. В начале века
возник также психоанализ З.
Фрейда, согласно которому
решающая роль в организации
человеческой психики принадлежит
неосознаваемым мотивам (прежде
всего сексуальным). Новые
направления обогатили
эмпирическую и
конкретно-методическую базу
психологии, способствовали
развитию ее категориального
аппарата (категории действия,
образа, мотива).
Теоретические
поиски зависимости психики
человека от мира истории и
культуры, от общественной жизни
привели к концепции «двух
психологий» (В. Вундт, В. Дильтей, Г. Риккерт), согласно
к-рой психология не может быть
единой наукой, поскольку, как
утверждали сторонники этого
направления, естественнонаучный,
экспериментальный объяснительный
подход к психике в принципе
несовместим с
культурно-историческим. Ряд
психологов выдвинул на передний
план роль социальных факторов в
регуляции человеческого
поведения (Дж. М. Болдуин, Дж.
Дьюи, Дж. Г. Мид и др.).
С
марксизмом в научную психологию
вошли новые принципы, изменившие
ее теоретический облик. Идею
перестройки психологии на
марксистской основе активно
отстаивали К. Н. Корнилов, П. П. Блонский, М. Я. Басов и др.
Марксистский принцип историзма
стал определяющим для
исследований Л. С. Выготского и
его учеников. Развитие
российской психологии шло в
тесном содружестве с развитием
психофизиологических
исследований в трудах:
- И. П.
Павлова
- В. М. Бехтерева
- А. А.
Ухтомского
- Л. А. Орбели
- С. В. Кравкова
- Н. А. Бернштейна и др.
Преодолевая идеалистические и
механистические (реактология,
рефлексология) влияния, ученые
утверждали в психологии учение о
деятельности и ее
социально-исторической
детерминации, идеи теории
отражения.
Теоретическое и
экспериментальное изучение
основных проблем психологии
нашло воплощение в работах:
- А. Р. Лурия
- А. Н. Леонтьева
- Б. М.
Теплова
- А. А. Смирнова
- С. Л.
Рубинштейна
- Б. Г. Ананьева
- Н.
Ф. Добрынина
- А. В. Запорожца
- Л. А. Шварца и др.
В рамках этой
методологии разрабатывались
актуальные проблемы психологии в
тесной связи с практическими
задачами обучения и воспитания.
Развитие психологии в странах в
30–40-х гг. ХХ в.
характеризовалось распадом
главных школ. В
бихевиористических теориях на
передний план выдвигается
понятие о «промежуточных
переменных», т. е. о факторах,
опосредствующих двигательную
реакцию (зависимая переменная)
на раздражитель (независимая
переменная).
Логика развития
науки и требования практики
направили психологию на изучение
«центральных процессов»,
развертывающихся между сенсорным
«входом» и моторным «выходом»
системы организма. Утверждению
этой тенденции в 50–60-х гг.
способствовал опыт
программирования на электронных
машинах. Под влиянием этих идей
успешно разрабатывалась
когнитивная психология. Получили
развитие такие отрасли
психологии, как инженерная,
социальная и медицинская.
Большое влияние на трактовку
психических процессов оказали
работы швейцарского психолога Ж.
Пиаже, изучавшего преобразование
внутренней структуры умственной
деятельности в ходе онтогенеза.
Изменяется и взгляд на роль
нейрофизиологических механизмов.
Они более не игнорируются, но
рассматриваются как неотъемлемый
компонент общей структуры
поведения (Хебб, К. Прибрам). В
недрах психоанализа возникает
неофрейдизм — течение, связавшее
бессознательную психическую
механику (см. Бессознательное) с
действием социально-культурных
факторов (К. Хорни, Г. С.
Салливен, Э. Фромм) и
соответственно перестроившее
психотерапию.
Наряду с новыми
вариантами бихевиоризма и
фрейдизма на роль «третьей силы»
в психологии западных стран
начинает претендовать
«экзистенциальная»,
гуманистическая психология,
утверждающая, что исследование
научных понятий и объективных
методов ведет к дегуманизации
личности и ее дезинтеграции,
препятствует ее стремлению к
саморазвитию.
Неудовлетворенность биологизаторскими и
идеалистическими концепциями
способствовала пробуждению у
западных психологов живого
интереса к
историко-материалистическому
пониманию психической
деятельности (Ж. Политцер, А.
Валлон, Л. Сэв, П. Фресс и др.).
http://psy.kemcity.ru