В настоящее время почти все
народы мира пользуются солнечным
календарём, практически
унаследованным от древних
римлян, которые в свою очередь
заимствовали его у премудрых
египтян.
История не сохранила точных
сведений о времени зарождения
римского календаря. Как полагал
Марк Теренций Варрон (116 -27
гг. до н. э.), ещё до Ромула -
легендарного основателя Рима и
первого римского царя (753-716
гг. до н. э.), то есть до
середины VIII века до н. э.,
римляне пользовались календарём,
в котором год состоял из 10
месяцев и содержал всего 304
дня.
Остававшийся промежуток времени,
по свидетельству Макробия (V в.
н. э.), они на месяцы не
разделяли, а просто "в
безвремении" ждали прихода
весны, чтобы опять начать счёт
по месяцам. Первым из них был м
а р т (назван в честь бога войны
Марса). Следующим шёл а п р е л
ь (от латинского "aperire" -
"раскрывать", так как в этом
месяце раскрываются почки на
деревьях).
Третий месяц был посвящён богине
Майе - матери Меркурия.
Четвёртый в честь богини Юноны,
супруги Юпитера, покровительницы
женщин, был назван и ю н е м.
Последующие месяцы носили
числовые обозначения, некоторые
сохранили их вплоть до наших
дней: сентябрь (то есть седьмой
по счёту), октябрь (то есть
восьмой), ноябрь (девятый),
декабрь (десятый).
Дальнейшее реформирование
системы счёта времени римские
историки связывают с именами
самого Ромула и полулегендарного
диктатора Рима Нумы Помпилия (
около 673 до н. э.).
Последним, по Макробию, был
введён лунный год в 354 дня
(затем - в 355 дней) с
добавлением двух новых месяцев -
я н в а р я (в честь двуликого
бога Януса: он одновременно мог
и созерцать прошедшее, и
предвидеть будущее) и ф е в р а
л я (от латинского "februarius"-
"очищение": в середине этого
месяца проводился обряд
очищения; посвящён богу
подземного царства Фебруусу).
Для согласования счёта времени
по Луне с Солнцем через год
вставлялся дополнительный месяц
- мерцедоний (от латинского "marcere"
- "увядать": месяц как бы увядал
в конце одного двулетия, чтобы
вновь возникнуть лишь в
следующем; по другой версии - от
"marces" - "плата": мерцедоний
являлся месяцем окончания всех
денежных расчётов по прошедшему
году).
"По весьма остроумному и высоко
вероятному предположению Г. Ф.
Унгера, - замечает священник Д.
А. Лебедев в книге "К истории
времясчисления у евреев, греков
и римлян" (Петроград, 1914), -
римляне называли собственными
именами шесть месяцев, с января
по июнь, потому что они
приходятся на ту половину года,
когда день увеличивается, почему
она и считалась счастливой и
только на неё в древнейшее время
приходились и все праздники (от
которых обычно получали свои
названия и месяцы); остальные же
шесть месяцев, соответствующие
той половине года, в которую
увеличивается ночь и в которую
поэтому, как в неблагоприятную,
не справлялось никаких
празднеств, не имели ввиду этого
особых имён, а просто только
считались от первого месяца
марта.
Полную аналогию с этим
представляет и тот факт, что при
лунном годе римляне отмечали
только три лунные фазы:
новолуние (Calendae), 1-ю
четверть (nonae) и полнолуние (idus).
Эти фазы соответствуют той
половине месяца, когда светлая
часть Луны увеличивается…"
Средняя продолжительность
римского календарного года с
учётом вставного месяца
составляла 366, 25 суток, то
есть более чем на сутки была
больше истинной. Чтобы
ликвидировать расхождение между
календарными числами и
циклическими явлениями природы,
приходилось время от времени
прибегать к увеличению или
уменьшению количества дней в
мерцедонии.
Право определения
продолжительности последнего
("назначать для вставочного
месяца столько дней, сколько
потребуется"), согласно закону
Мания Ацилия Глабриона, начиная
с 191 года до н. э. было
полностью предоставлено римским
понтификам, во главе которых
стоял верховный жрец (Pontifex
Maximus). Новоявленные
"хронометристы" часто
злоупотребляли своим положением,
произвольно и не без корысти
манипулировали длительностью
календарного года, сокращая или
растягивая его.
По свидетельству Цицерона (106 -
43 гг. до н. э.), пользуясь
предоставленной им
бесконтрольной властью,
понтифики удлиняли сроки
пребывания на общественных
должностях для своих друзей или
за взятку и укорачивали эти
сроки для оппонентов. По своему
произволу они могли
манипулировать также временем
уплаты различных налогов.
Поэтому нетрудно себе
представить, как твёрдо жрецы
держали в своих руках всю
политическую и хозяйственную
жизнь Рима. В отличие от жизни
сакральной, пущенной, как всегда
при чрезмерном увлечении земными
утехами, на самотёк.
Наслаиваясь, искусственные
искажения календаря прибавлялись
к его естественным погрешностям,
связанным с неточностью
определения продолжительности
циклов Солнца и Луны и
несоразмерностью, некратностью
их целым числам.
В результате ко дням Цезаря он
был столь деформирован, что, по
словам священника Д. А.
Лебедева, представлял собою
"настоящее хронологическое
monstrum". Не совпадая ни с
движением Солнца, ни с фазами
Луны, "это был календарь не
лунный и не солнечный, а
псевдолунный и псевдо-солнечный.
Обладая всеми недостатками
лунного, он не имел ни одного из
его достоинств. И точно в таком
же отношении стоял он и к
солнечному".
Естественные хронологические
ориентиры с очевидностью
оказались утраченными. И теперь
уже, следуя календарю, праздник
жатвы приходилось отмечать
зимой. По словам известного
американского учёного,
специалиста в области хронологии
Э. Бикермана, сей - по
определению - путеводитель во
времени "скорее полностью
блуждал наугад…"
Неразбериху и хаос,
господствовавшие в римском
календаре в канун его реформы,
лучше всего охарактеризовал как
и обычно остроумный Вольтер
(1694-1778 гг.). По словам
философа, "римские полководцы
всегда побеждали, но они никогда
не знали, в какой день это
случалось…"