Аюрведа является наиболее
древней медицинской системой на
земле. Это не какая-то
оздоровительная методика или
народная практика, которые часто
основаны на интуиции и опыте
целителя.
Аюрведа - это полная медицинская
система, которая включает в себя
методы диагностики,
профилактики, и клинические
методы лечения. Аюрведа
считается ветвью Атхарва веды
где описывается анатомия
физиология и хирургия. Риг веда
также содержит 10572 гимна
описывающие тип конституции вата
питта кафа.
Также Риг веда дает различные
моменты, связанные с пересадкой
органов, искуственными
конечностями и использованием
трав. Атхарва веда также
содержит 5977 гимнов описывающих
анатомию, физиологию и хирургию.
В последствии все знание которое
касалось здоровья из Вед было
выделено в отдельную веду Упа
веду.
Аюрведа имеет божественное
происхождение поскольку она была
поведана Брахмой Дакше
Праджапати, которые занимался
заселением вселенной. Затем
Дакша передал его близнецам
Ашвини кумарам докторам
полубогов, а они в свою очередь
передали это знание Индре.
Мудрец Бхарадваджа посетил Индру
на Инрдалоке и получил от него
это знание.
Так он стал первым человеком
получившим знание Аюрведы.
Бхарадвадж передал его Атрейе,
тот Пунарнвасу, а тот затем
Агнивеше. Кроме этого Индра
передал это знание Кашьяпу в той
части, что касается педиатрии и
гинекологии. Бхарадвадж и Кашьяп
относятся к двапара юге. В трета
юге приходил Диводаса
Дханвантари и дал знание
хирургии.
Эта школа получила развитие в
9-6 веке до нашей эры и Сушрут
записал Сушрут Самхиту в 5-4
веке до нашей эры. По линии
Бхарадваджа сформировалась школа
терапевтов основателем которой
считается Атрейа муни, Атрейя
составил Чарак самхиту в 1 веке
нашей эры, затем в восьмом веке
был написан текст Аштанга
хридайа, в 9 веке Мадхава
ниданам (диагностика) и в 14
веке впервые начали использовать
ртуть для лечения. В 13 веке
была составлена книга
Аюрведических рецептов
Шарнгадхара самхита.
Реорганизаторы Аюрведы Чарак и
Сушрут
Чарак самхита представляет школу
Атрейи и описывает физиологию,
анатомию диетологию, патогенез,
симптомы и признаки болезней и
методы диагностики, лечение и
предписания для пациентов, а
также то как предотвращать
болезни и достигать долголетия.
Одним из главных постулатов
Чарак самхиты является то, что
причиной всех болезней является
утрата веры в Бога.
Сушрут самхита представляет
школу Дханвантари. В текстах
Сушрут Самхиты описываются
хирургические инструменты,
классификация абсцессов,
воспалений, ран, описывается,
как делать ампутации, а также
пластическая, анальная и
рактальная хирургия.
Человеческая анатомия
описывается в мельчайших деталях
которые включают в себя описание
костей, суставов, нервов,
сердца, кровеносных сосудов.
Также впервые дано понятие о
биологически активных точках,
марма точках позднее развитое в
Китайской медицине в теорию
аккупунктуры.
Разделение Аюрведы на восемь
ветвей
По мере накопления информации
появилась необходимость ее
классификации. Школа Атрейи
провела такую работы и
заложенные в то время
специализации являются
действительными и по сей день.
Это также облегчало изучение
Аюрведы в древних Аюрведических
колледжах.
1. Кай чикитса или внутренняя
медицина Описывает то, что
связано с душой, умом и телом.
Принятая в Аюрведе
психосоматическая теория
поддерживает, то мнение что ум
создает болезни теле и
психическое сфере.
Здесь описываются семь типов
конституции создаваемых
различными сочетаниями трех дош
вата - воздух, питта - огонь и
кафа - вода. Также здесь
описывается как определить
причины болезни и шесть стадий
ее развития. Уникальность и
ценность этого знания в том, что
даже с помощью современных
диагностических приборов можно
определять болезнь только на
пятой или шестой стадии, но
известно чем раньше болезнь
обнаружена тем легче она и
лечится.
Понятие о норме в Аюрведе строго
индивидуально и определяется по
состоянию дош в соответствии с
типом конституции человека и его
возрастом.
Сбалансированное состояние дош и
есть здоровое состояние, а
отклонение это патология. Также
в кай чикитса описывается более
2000 Аюрведических растений,
современная Материа медика
включает в себя около 3000
растений. Естественно, что здесь
также описываются различные
лечебные методы на первом месте
среди которых стоит панча карма
- система очищения и омоложения.
С помощью панча кармы тело
очищается от токсинов и затем
запускается естественный
механизм регенерации или
обновления.
2. Шалакья Тантра или ветвь
которая имеет дело с
заболеваниями головы и шеи. То
есть с ушами, носом, горло,
глазами, ртом. Сушрута самхита
описывает около 72 заболеваний
глаз, хирургические процедуры
для этих заболеваний и другие
заболевания ушей, носа и горла.
3. Шалья Тантра или обычная
хирургия. Более 2000 лет в
Аюрведе были известны сложнейшие
методы хирургических операции.
Затем эти методы
распространились в Египте,
Греции и Риме, а оттуда по всему
миру.
4.Агад Тантра или токсикология
Описывает типы токсинов в
воздухе, в воде, токсины в
животных и минералах, в овощах,
а также знание о том как
действовать во время эпидемий, и
то так распознавать различные
инфекционые заболевания.
5.Бхута видья: имеет дело с
болезнями связанными с
психиатрией и духами
вселившимися в человека. Эта
ветвь Аюрведы специализируется
на психических заболеваниях, в
том числе тех которые вызываются
духами. Кроме лекарств здесь
описывается режим дня и
различные йогические методы
асаны пранаяма, мантры и т.д.
6. Каумарабхратья или педиатрия
Эта ветвь описывает пренатальные
и постнатальные методы заботы о
здоровье матери и ребенка. Сюда
включены следующие разделы:
методы зачатия, планирование
пола ребенка, его качеств и
конституции, а также процесс
развития плода и болезни детей,
и матери.
7. Расаяна или омоложение
Предотвращение болезней
омоложение и продление жизни
рассматривается в этой части
Аюрведы. Чарак говорил, что
важнейшим фактором для продления
жизни является следование
моральным принципам религии.
8. Ваджикарана - Афродизиак,
наука о сексуальной функции.
Эта часть описывает два аспекта
бесплодие, мужское и женское, а
также духовное совершенствование
и то как преобразовать
сексуальную энергию в духовную
энергию с помощью соблюдения
целибата.
Заслуга школы Атрейи муни в том,
что его ученики провели эту
классификацию и апробировали
практически все методы которые
описывали.
Аюрведа
в наши дни
В 10-том веке существовал очень
интенсивный обмен научными и
медицинскими знаниями между
арабским миром и Индией.
Различные книги по Аюрведе были
переведены на арабский и затем
включены в арабские тексты.
Множество знаменитых арабских
врачей, такие как Разес или
Авиценна живших с 10 по 19 века
в совершенстве знали Аюрведу. В
13-том веке их труды были
переведены на латынь и стали
стандартными медицинскими
текстами в Европе.
Совершенно очевидно, что Аюрведа
является родоначальницей
западной медицины.
Во время Империи Моголов в 16
том веке в Индии получила
распространение мусульманская
медицина Унани тиб, которая
основывается на Галеновской
системе тканевой патологии.
Многие положения этой системы
совпадают с Аюрведой, но в этот
период Аюрведа подвергалась
серьезным
гонениям и даже сжигались книги
по Аюрведе и т.д. а также под
давлением мясоедов Аюрведические
врачи включили в древние тексты
рецепты с содержанием продуктов
мясного происхождения.
В то время когда Индия была
колонией Англией было основано
множество школ чисто западной
медицины.
В 1912 - 1917 годах когда был
введен закон о регистрации
практикующих врачей,
аюрведические врачи оказались
вне закона даже в самой Индии.
И с 1947 года когда Индия обрела
независимость началось
возрождение Аюрведы. Сейчас
факультеты Аюрведы имеется в 150
университетах, а также работают
более 100 аюрведических колледжа
по всей Индии. Как правило, при
каждом университете или колледже
имеется своя клиника. Постепенно
происходит интеграции Аюрведы и
современной медицины. Пример
тому доктор Панкадж Наран и его
жена Сита из Бомбея, который
использует кроме Аюрведы
соверменные методы лечения и
диагностики. Доктор Наран
осматривает в день по 350-400
пациентов и уже создал сеть
клиник по всему миру.
В его клиниках успешно
излечиваются такие заболевания
как СПИД, рак, рассеянный
склероз и другие считающиеся
неизлечимыми.