История отвертки
Тупая стамеска для нарезного гвоздя
Отвертка занимает в
инструментальной иерархии особое
место. Этим простейшим и
универсальным инструментом
пользуются миллиарды людей по
всему миру — от
высококвалифицированных рабочих
до домохозяек.
А отверточная сборка всего и вся
— от книжных полок до
автомобилей — уже давно никого
не удивляет.
Между тем, по официальной
версии, изобрели отвертку
сравнительно недавно — в XVII
веке. Но, скорее всего, это
произошло по крайней мере на
столетие раньше, когда начался
бурный расцвет точной механики.
Как и во все времена,
локомотивом прогресса стала
гонка вооружений, в частности,
эволюция стрелкового оружия: к
XV веку на смену уменьшенным
копиям обычных пушек пришли
аркебуза и мушкет, а в XVI веке
появились колесцовый и ударный
кремневые замки.
В пистолетах той эпохи уже
встречаются крепежные и
регулировочные винты со шлицевой
прорезью. Вполне современный
саморез изображен на одном из
рисунков в книге Георгия
Агриколы «О металлах» (De Re
Metallica), увидевшей свет в
1556 году. Трудно представить,
что средневековые мастера
пропиливали шлиц на винтах ради
красоты и лишь их потомки
догадались вставить в него
отвертку.
«Орудие в виде тупой стамески»,
как определяет отвертку Даль,
просуществовало в почти
неизменном виде до начала XX
века, когда канадский
коммивояжер Петер Робертсон
предложил новый профиль ее
рабочей части. Толчком к
изобретению послужила травма: во
время очередной демонстрации
пружинной шлицевой отвертки ее
лезвие выскочило из прорези на
винте и вонзилось Робертсону в
руку.
В 1907 году он запатентовал винт
с центральным пазом, сразу же
заинтересовавший промышленников.
Отметим, что и раньше, начиная с
1860 года, поступало немало
предложений по
усовершенствованию головки
винта, но все они оказались
слишком сложны для массового
производства.
Робертсоновкий винт был
сравнительно дешев в
изготовлении и обладал многими
преимуществами. Отвертка отлично
центрировалась в квадратном
углублении шляпки (разброс в
размерах паза не превышал
тысячной части дюйма), работать
можно было почти на ощупь, под
небольшим углом и, главное,
передавать значительные усилия.
Новинка пришлась как нельзя
кстати на заводах Форда: в
модели «Т» было более 700 таких
винтов (в том числе в деревянных
кузовах канадской фирмы «Фишер
боди»), прижились они и на
«Форде А». Завод Робертсона в
Милтоне (Онтарио) работал на
полную мощность, а вот наладить
полноценное производство в США
мешали разногласия с местными
финансовыми магнатами.
В 1936 году другой
предприимчивый коммивояжер,
американец Генри Филипс из
Портленда в штате Орегон
запатентовал свой вариант винта
и развернул производство.
Винт Филипса приглянулся
технологам «Дженерал моторс», и
в том же году его начали
использовать на сборке «кадиллаков».
Ряд недостатков по сравнению с
«канадским квадратом» (меньшее
передаваемое усилие, склонность
к проскакиванию отвертки) не
помешал «американскому кресту»
во время Второй мировой войны
стать де-факто национальным
стандартом. Вскоре добрался он и
до России, но весьма
своеобразным путем.
В конце 40-х эти винты
скопировали с американских
дальних бомбардировщиков В-29,
захваченных в Маньчжурии и
Восточной Сибири. Так родился
советский Ту-4 с заморским
крепежом.
Комбинированные прорези под
разные отвертки появились еще в
середине прошлого века
(например, для британских
кораблей выпускались
робертсоновские винты со
шлицевой прорезью). А сменные
насадки (биты) для отверток
насчитывают более сотни лет —
среди них разной ширины лезвия,
шила, буравчики.
Тогда же были известны и
полуавтоматические отвертки,
вращающиеся от нажима на ручку.
Сегодня рабочие части отверток
становятся все сложнее — не
всегда для того, чтобы лучше
выполнять работу, а часто для
защиты от откручивания
«неквалифицированным
персоналом».
Тем не менее точку в эволюции
«простейшего инструмента»
ставить еще рано.
http://www.mrtools.ru