История слова Двойник
В разных областных народных и
профессиональных говорах слово
двойник, производное от двойной
с помощью суффикса -ик, широко
применяется для обозначения
разнообразных предметов,
состоящих из чего-нибудь
сдвоенного, или двойного или
содержащих что-нибудь в двойном
размере: дрова двойной длины;
нитки или прядка, ссученные
вдвое; сусальное золото, у
которого одна сторона
серебряная, а другая — золотая,
передвоенная пашня; двухпудовая
гиря для весов; передвоенный
спирт, бочонок вместимостью в
два пуда зерна и т. п. (сл.
Грота — Шахматова, т. 1, вып. 3,
с. 975—976).
В разных областных народных и
профессиональных говорах слово
двойник, производное от двойной
с помощью суффикса -ик, широко
применяется для обозначения
разнообразных предметов,
состоящих из чего-нибудь
сдвоенного, или двойного или
содержащих что-нибудь в двойном
размере: дрова двойной длины;
нитки или прядка, ссученные
вдвое; сусальное золото, у
которого одна сторона
серебряная, а другая — золотая,
передвоенная пашня; двухпудовая
гиря для весов; передвоенный
спирт, бочонок вместимостью в
два пуда зерна и т. п. (сл.
Грота — Шахматова, т. 1, вып. 3,
с. 975—976).
Ср. у И. М. Снегирева в
сочинении «Лубочные картинки
русского народа в московском
мире»: По внешности и
содержанию, у картинщиков
лубочные эстампы так различаются
одни от других: Праздники, т. е.
изображения святых, Конница —
конные, и балагурник, картинки
потешные и забавные. По формату
своему, оне бывают листовики,
двойники и четверики» (М., 1861,
с. 28).
В минералогии — двойник — это
два, сросшиеся кристалла по
определенному геометрическому
закону.
К лицам слово двойник
применяется в народных говорах
или для обозначения одного из
близнецов (синоним двойни), а до
конца XIX в. употреблялось также
для обозначения одного из двух
годных в рекруты мещан или
крестьян в семействе, состоявшем
на рекрутской очереди. Ср.,
например, у Даля: Она держала...
двух голых двойников на руках.
В русском литературном языке
слово двойник укрепляется только
в двадцатые годы XIX в. Значение
и круг употребления этого слова
определялись влиянием
романтизма. Когда вышла книга А.
Погорельского «Двойник, или мои
вечера в Малороссии», то критика
отнеслась к слову двойник, как к
новообразованию.
Так, Ор. Сомов писал в «Северных
цветах на 1829 г.»: «По понятию,
которое сочинитель связал с этим
словом, двойник есть та мечта
воображения, на которой
основалось поверье, будто бы
человек видит иногда самого себя
в каком-то зловещем призраке».
И в примечании пояснял:
«Кажется, сочинитель напрасно
выдумывал или приискивал это
название: в русском языке
существует уже для сего слово:
стень, прекрасно выражающее сей
призрак или мечту» (Сев. цветы
на 1829, с. 86). Первоначально
двойник имело ударение на первом
слоге — двóйник (см. знак
ударения в «Сев. цветах»). У
Бенедиктова:
Пойдем
со мной, мой двойник нежный?
(Ангел и младенец, 1840)
Но у Баратынского в
стихотворении «Не подражай»
(1829):
Доратов ли, Шекспиров ли
двойник?
У П. А. Каратыгина в «Записках»:
«Рязанцева, который хотел
представить его лицо, [Булгарин]
расцеловал и называл своим
двойником и от души хохотал»
(1929, 1, с. 310).
http://licet.ru