История фриволите
Кружево-это сквозное сетчатое
текстильное изделие из шелковых,
хлопчато-бумажных, шерстяных,
льняных и других видов нитей.
Ручное кружево может быть
плетёное на коклюшках, шитое
иглой, вязанное крючком или на
спицах.
Существует два типа определения
кружева: по технологическому и
по эстетическому признакам.
Определение первое, по
технологическому признаку:
фриволите — это плетеное
узелковое кружево, выполненное с
помощью челноков (или иглы), а
также технология изготовления
этого кружева.
Определение второе, по
эстетическому признаку (по
Ф.Шенеру): фриволите — это
открытое, контурное, контрастное
кружево с бедной собственной
фактурой.
Технология фриволите основана
исключительно на узловязании.
Нить подается с маленькой
шпульки, размещенной в корпусе
челнока, и перерабатывается
обеими руками.
Об истории техники плетения
фриволите известно немного.
Скудные упоминания о нем находят
искусствоведы, изучая культуру
древних Китая и Египта. В
средние века этот способ был
известен сначала в Италии и
Франции, а затем распространился
по всей Европе.
На Востоке это кружево также
было известно и называлось
«манук», что означает «челнок» —
тот самый, которым плели
рыболовные сети наши далекие
предки. Именно на Востоке был
изобретён челнок с помощью
которого создавали совершенно
новые образцы искусного
рукоделия. Первоначально челноки
были побольше и употреблялись с
более грубой, чем теперь, нитью.
В 18 в., когда все виды кружев
стали изготовлять из тонкой
льняной нити, челноки стали
меньше и изящнее. Чаще всего их
изготовляли из металла, а иной
раз - из фарфора или слоновой
кости. Были в употреблении и
челноки из панциря черепахи,
отделанные металлом или
перламутром. Сейчас такие
челноки делаются чаще всего из
кости или пластмассы. Из
восточных стран кружево попало в
Европу.
Появилось кружево фриволите в
Европе в XVIII в., когда
особенно модно было украшать
одежду, даже мужскую, кружевными
воротничками, манжетами, жабо,
отделывать кружевом юбки,
фартуки, чепцы, носить кружевные
накидки, палантины, наколки.
ü В Италии такое кружево именуют
occhi («окко»), что означает
«глаз», «глазок», и
действительно, основной элемент
узора имеет овальную форму,
напоминающую форму глаза, а
итальянские гипюры,
изготовленные с помощью
челнока., состояли в основном из
колец.
ü В Англии- «тетинг» (тетин от «tat»
- плести кружево)- плетёное
кружево.
ü В Германии кружево фриволите
называли - «шиффхен шпитцен» (schiffchenspitze)
- челночное кружево (плетение
челноком)..
ü Происхождение французского
слова frivilite (фриволите)
двояко. С одной стороны: «frivole»
- «пустой» можно отнести к
структуре кружева - неплотное, с
большими, незаполненными
дырочками, с другой это же слово
можно перевести как
«легкомысленный», что, в свою
очередь можно отнести либо
вообще к легкомысленности любой
отделки, либо к характеристике
дам высшего света, занимавшихся
рукоделием.
Действительно, оно было очень
популярно в этих кругах, т.к. не
требовало большой
сосредоточенности и позволяло
вести пустые, легкомысленные
беседы.
ü Так или иначе, в Россию
челночное кружево пришло в XIX
веке из Франции, и поэтому мы
зовем его “фриволите”.
Особенно модно челночное кружево
было в XVII веке, плели его из
более грубых материалов, чем
другие виды кружева (даже из
тонкого шнура) и использовались
для отделки верхней одежды,
обшивки мебельных чехлов,
занавесей, портьер.
В конце XVII века кружево
являлось украшением одежды
высшей знати, так как основным
материалом для его изготовления
служила тонкая золотая или
серебряная нитка.
Но уже в середине XVIII века в
кружево начинает вводиться
шелковая и льняная нитка, в
связи с чем кружевоплетение
получает всё более широкое
распространение.
В российских помещичьих имениях
наши кружевницы с интересом
осваивали технику плетения
западного кружева дополняя её
своими находками. Неизвестные
мастерицы создавали уникальные
изделия, которыми пользовались
женщины высшего общества.
Перчатки, сумочки, накидки,
зонтики – вот не полный перечень
изделий, являющихся обязательной
принадлежностью светской
женщины. Кружевоплетению учили
дома (мастерство переходило от
матери к дочери), в пансионах
для девиц, в институтах
благородных девиц.
Умение вышивать, шить, вязать,
плести являлось одной из
обязанностей женщины. Рукоделие
брали с собой на вечера, в
путешествие, вспомним хотя бы
романы Л.Н.Толстого «Война и
мир», «Анна Каренина».
После октября 1917года в нашей
стране кружевоплетение было
признано «барской затеей»
Вологодское кружево ещё
сохранилось и в деревенских
домах, и в музеях, однако о
фриволите забыли.
В Европе интерес к
кружевоплетению оставался
неизменным. Издавались книги и
журналы, посвещённые фриволите.
В 1960-е годы это искусство
постепенно стало возрождаться в
странах Прибалтики. Эстонские
мастерицы воссоздали кружево
фриволите, разработали новую,
более скоростную и удобную для
работы технику плетения. Эта
техника отличается от
западноевропейской и от той, в
которой работали наши бабушки,
изучавшие фриволите по «Курсу
женских рукоделий» (изданному в
1900 году в Санкт-Петербурге).
В 1970-е годы фриволите
появилось в Москве, а вскоре и в
Ленинграде в настоящее время
наблюдается новый всплеск
интереса к этому виду рукоделия.
Одной из первых в России
мастериц, изучивших методику
плетения, разработавших условные
обозначения элементов схемы
кружева фриволите, была Анна
Григорьевна Вечерская. Она
внесла большой вклад в развитие
современной техники фриволите,
её изделия отличаются мастерским
исполнением и безупречным
вкусом. Книги А.Г.Вечерской по
плетению кружева фриволите
широко известны в России и за
рубежом.
Изделия, выполненные методом
фриволите, очень изящны и
разнообразны.
Это могут быть
кружева, воротники, жабо,
накидки, салфетки и более
крупные изделия. Любые изделия,
выполненные руками мастера,
пользуются большим спросом. При
желании фриволите можно
комбинировать с другими методами
рукоделия: макраме, вязание
спицами и крючком, вышивкой,
ткачеством.
Плетение кружева челноком
несложно и увлекательно Этим
рукоделием можно заниматься в
любых условиях. Оно не требует
специально оборудованного
рабочего места. Технику
фриволите легко осваивают и
взрослые и дети.
http://www.frosya.ru