Интересная история

PO4EMU.RU / История / Разное...

Разное > Прочее...

  История стоматологии

АНТИЧНЫЙ МИР

Греция

История классической греческой культуры начинается с вытеснения дорийскими захватчиками ахейцев - первых греческих племен, создавших великую цивилизацию бронзового века сначала в Греции, а позже - и на Крите. Крит, чья культура в то время была наиболее развитой в Европе, стал родиной хтонической религии, основной чертой которой являлось поклонение подземному миру.

Главным культовым символом служила змея, и она же впоследствии стала символом греческого бога медицины - Асклепия. Используя змею, врачи тем самым обращались за божественной помощью в лечении.

Около 1200 г. до Р.Х. ахейцы были вытеснены дорийцами в небольшие укрепленные районы материковой части Греции, а к 1100 г. до Р.Х. они вынуждены были перебраться сначала на близлежащие острова, а затем и дальше, в Малую Азию.

Дорийцы же, покорив практически всю континентальную Грецию, заселили также острова Крит, Кос и Книд.
Постепенно племена, населявшие Грецию, Ионию и Эгейские острова, сформировали определенную культурную общность. К началу VI века до Р.Х. они развили всестороннюю философскую систему, в основе которой лежали естественные науки и медицина.

Медицинские школы, возникшие на Книде и Косе, к середине V века до Р.Х. достигли своего расцвета.

К этому времени относятся самые ранние труды школы Гиппократа. Но рационалистическая медицина, провозглашенная этой школой, существовала и раньше - бок о бок со жреческой, основанной на поклонении Асклепию. Культ жреческой медицины имел множество центров, называвшихся асклепионами. Один из наиболее влиятельных из таких центров находился в городе Эпидор.

Общая методика лечения в асклепионах была довольно-таки формализованной.

Сначала больной отдыхал в священных окрестностях, любовался красотами природы и обогащал свой духовной мир, посещая театрализованные представления. Затем пациентом начинал заниматься жрец, он давал больному снотворное и отводил в постель или на простую циновку на полу, где тот впадал в прерывистый сон. Жрец со священными змеями в руках приходил к пациенту, который, находясь в полубредовом состоянии, воспринимал жреца как самого Асклепия. Одновременно жрец давал полузагипнотизированному больному определенные снадобья и проводил необходимые манипуляции.

Если больной излечивался, то он обязан был преподнести в дар храму каменную таблицу, на которой вырезалось изображение пораженного болезнью органа или части тела, а также слова благодарности богу за излечение.

И в Эпидоре, и в других храмах было найдено немало подобных таблиц, и среди них неоднократно встречались изображения зубов и челюстей - свидетельство того, что в асклепионах лечили и стоматологические недуги.

Метод Гиппократа отличался от жреческой системы. Самая большая заслуга его состоит в том, что он объединил сохранившиеся записи многих ранних целителей Книда и Коса в единый труд, названный Сводом Гиппократа.
Центральный момент его учения состоял в рационалистическом подходе к болезни - лечение начиналось только после внимательного обследования больного, и выявленные при осмотре проблемы врач пытался решать пусть и примитивным способом, но рационально.

В различных трудах Гиппократа содержится множество ссылок на зубы, их формирование и разрушение, на заболевания зубов и полости рта, а также описываются методы лечения. Следующий фрагмент недвусмысленно свидетельствует о правильном понимании последовательности развития и формирования зубов: «Первые зубы создаются у плода в матке посредством питательных соков, а после рождения - посредством молока матери.

Те зубы, которые вырастают позже, создаются посредством еды и питья. Выпадение первых зубов происходит обычно в возрасте семи лет, и следующие растут и стареют вместе с человеком, если какая-нибудь болезнь не уничтожит их».

Труд «О зубах», написанный в форме коротких сентенций и афоризмов, объединил в себе немало народных наблюдений о состоянии зубов, например: «При прочих одинаковых условиях лучше растут зубы у тех детей, у которых первые зубы выпадают зимой», или: «Дети, которые не худеют или очень сонливы, когда у них появляются первые зубы, впоследствии рискуют заболеть судорогами».

Одна из основных ошибок, заложенных в концепции Гиппократа, состояла в предположении, что холод порождает спазмы в кровеносных сосудах, в результате чего кровь застаивается и превращается в гной.

Гиппократ считал, что некоторые части тела более восприимчивы к холоду: «Для костей, зубов и сухожилий холод - враг, а тепло - друг, и от них бывают судороги, которые холод порождает, а тепло удаляет».

Гиппократ также ошибочно принимал скопление жидкости в месте воспаления и последующий отек за причину самого воспаления.

В своей книге «О болезнях» он писал: «В случае зубной боли, когда зуб шатается и рассыпается, его следует извлечь. Если зуб не шатается и не рассыпается, но все равно болит, его следует иссушить прижиганием. При зубной боли также полезно много жевать, потому что боль происходит от слизи, собирающейся под корнем зуба. Зубы портятся и разрушаются частью от слизи, частью от еды, если они от природы слабы или неправильно расположены во рту».

В книге седьмой труда «Эпидемии» Гиппократ приводит множество случаев, подтверждающих важность своевременного лечения заболеваний зубов: «У Кардия, сына Метродора, от зубной боли началась гангрена челюсти и сильное воспаление губ, вытекало много гноя, и выпадали зубы».
Гиппократ считал, что болезни зубов являются результатом естественной предрасположенности или унаследованной слабости. К удалению следовало прибегать, лишь когда зуб шатается, потому Гиппократ считал эту операцию опасной. Вместе с тем он писал: «Что же касается щипцов для извлечения зубов, то каждый может обращаться с ними, потому что способ использования их прост и очевиден».

Упомянутые щипцы изготавливались из железа и назывались «одонтагра». Их обнаруживали при раскопках во многих местах Греции.

Но при раскопках храма Аполлона в Дельфах были найдены щипцы из... свинца — металла, явно слишком мягкого, чтобы использовать его для удаления зубов с крепкими корнями. Возможно, этот инструмент являлся своего рода тестовым: если зуб не шатается настолько, чтобы его можно без особых усилий извлечь свинцовыми щипцами, его вовсе не следует удалять.

Много ссылок на зубы, челюсти, другие части ротовой полости встречается не только в книгах Гиппократа. Вероятнее всего, стоматологическую помощь должен был уметь оказывать любой врач. Более чем ясно эту мысль высказал Аристотель, самый известный из античных философов, родившийся почти через столетие после Гиппократа (384-322 гг. до Р.Х.).

Аристотеля считают отцом сравнительной анатомии. В своей книге «История животных» он рассматривал отличия в строении зубов у животных различных классов. Он писал также о человеческих зубах и их заболеваниях.

Хотя Аристотель и полагал, что теория должна следовать из очевидных или доказуемых фактов, тем не менее сам он сделал немало неверных предположений, как, например, то, что у мужчин зубов должно быть больше, чем у женщин, а сами зубы у человека продолжают расти на протяжении всей его жизни.

Следующий фрагмент из книги Аристотеля «Механика» позволяет косвенно судить о развитии стоматологии со времен Гиппократа. Обсуждая устройство рычага на примере удаления зуба, Аристотель говорит:

«Почему врачу легче извлекать зубы, добавляя вес «одонтагры», чем с использованием только рук? Может, это происходит потому, что зуб из рук выскальзывает легче, чем из щипцов? Разве не железо скользит по зубу легче, чем мягкие пальцы, которые намного лучше облегают зуб? Зубные щипцы состоят из двух рычагов. Посредством этого двойного рычага намного легче переместить и раскачать зуб, а после, раскачав зуб, его легче извлечь руками, а не щипцами».

Таким образом, можно заключить, что вопреки учению Гиппократа, во времена Аристотеля удалялись уже не только слабые или подвижные зубы. А те, кто удалял зубы, определенно названы врачами.

Греческая культура во многом распространялась и обогащалась вслед за движением войск Александра Македонского.

Одним из главных научных центров в покоренных землях стал город, названный именем великого полководца, — Александрия. Здесь расцвели науки и искусства, здесь же в III веке до Р.Х. жили выдающиеся врачи Эрасистрат и Герофил. Их можно считать первыми известными нам систематическими исследователями внутреннего строения человека, а «сырьем» для них являлись трупы и, вероятно, осужденные преступники.

Хотя труды этих врачей дошли до потомков лишь в очень незначительных фрагментах, именно им приписывается изучение кровотока в околозубных тканях, а также описание нескольких случаев смерти в результате удаления зубов.
Практика оральной гигиены внедрялась в Греции медленно. Ученик Аристотеля Теофраст (умер в 287 г. до Р.Х.) писал, что считалось достоинством иметь белые зубы и часто чистить их. Но все же регулярная профилактика не была широко распространена, пока Греция не стала провинцией Рима.

Под римским влиянием греки научились использовать для чистки зубов такие материалы, как тальк, пемза, гипс, коралловый и корундовый порошок, железную ржавчину. Диокл Каристский, афинский врач и современник Аристотеля, предупреждал: «Каждое утро следует протирать десна и зубы голыми пальцами, потом растирать внутри и снаружи на зубах мяту, чтобы удалить таким образом оставшиеся кусочки пищи».

Греки считали сильные зубы показателем крепкого здоровья. Интересно заметить, что, как и во многих культурах, крупные зубы являлись у них символом свирепости.

ЭТРУРИЯ

Этруски населяли Аппенинский полуостров еще с древнейших времен. Вероятнее всего, они эмигрировали сюда из Малой Азии. Поначалу они заселили центральную часть полуострова между реками Арно на севере и Тибр на юге. Позже продвинулись дальше на север, до долины реки По. В конце VII столетия до Р.Х. этруски захватили небольшое поселение под названием Рим. В VI веке жители Рима восстали и свергли этрусское владычество. Но, как это часто бывало в истории, они переняли многие элементы и достижения высокоразвитой этрусской культуры, включая и стоматологическую практику.

По правде говоря, о таинственных этрусках нам до сих пор известно очень мало.

Они настолько интегрировались в римское общество, что исчезли почти все следы их собственной цивилизации, сохранились лишь гробницы. По погребениям, однако, можно с уверенностью судить, что этруски, подобно другим народам передней Азии, еще с 500 г. до Р.Х. практиковали как кремацию (чем римляне начали заниматься примерно с 200 г. до Р.Х.), так и захоронения.

Их могилы хранят богатый урожай для историков стоматологии, ибо даже если остальная часть трупа превращена в пепел, зубы все равно не повреждаются. Самые яркие находки - мостовидные конструкции, заменявшие один или несколько утраченных зубов. Обычно для их закрепления использовались тонкие полоски золота довольно высокой пробы, оплетавшие соседние с искусственным зубы. Затем эти полоски спаивались вместе.

В некоторых случаях закрепление производилось при помощи заклепок или штифтов. Заменителем утраченных зубов иногда служили человеческие с удаленной шейкой. В основном же для таких целей использовали обработанные телячьи или воловьи зубы.

Случались находки, когда один обработанный воловий зуб заменял в мостовидной конструкции два утраченных человеческих. В большинстве же случаев, скорее всего, зубы удалялись из челюстей молодых животных еще до их прорезки. Об этом свидетельствует отсутствие специфических следов стирания на жевательных поверхностях зубов.

В некоторых погребениях были обнаружены глиняные таблички с полным набором вырезанных на них зубов. Они, видимо, служили ритуальным целям как подношение и просьба богу во излечение болящих зубов.

http://medicportal.ru




Поиск







           Rambler's Top100
Все права защищены © Po4emu