Только прозвучат по радио
начальные такты "широка страна
моя родная ", и от края до края
нашего государства люди
прислушиваются с замиранием
сердца . если раздались в эфире
эти звуки , значит , сейчас
будет передано важнейшее
сообщение . Так уже сложилось в
нашем обществе , это традиция ,
ритуал .
Песня о Родине была создана
Василием Лебедевым - Кумачом и
Исааком Дунаевским. для фильма "
Цирк " ( 1936 год ). После
успеха " Веселых ребят "
режиссер Григорий Александров и
его коллектив взялись за новую
картину.
К участию в ее создании были
привлечены выдающиеся мастера
литературы : Илья Ильф и Евгений
Петров работали над сценарием ,
автором темы был Валентин Катаев
, диалоги писал Исаак Бабель .
За легкой формой циркового
обозрения таились очень
серьезные мысли , вызванные
событиями тех лет : В Америке ку
- клукс - клан расправлялся с
неграми , в Абиссинии
итальянские фашисты травили
эфиопов газами . Как оплот
интернационализма возвышалась
над бурлящим миром наша страна.
И передовые мастера кино и
литературы хотели рассказать
миру об интернационализме
советских людей и о их любви к
своей стране , патриотизме
интернационалистов .
"Цирк " , подобно " Веселым
ребятам " , создавался как
музыкальная комедия . Любовь к
своей стране , служение ее
высоким идеалам за годы
Советской власти стали основой
характера ее сыновей и дочерей .
Но я не покривлю против правды ,
если вспомню , что такие слова и
выражения , как " Родина - мать
", " Отечество " , не были
всеобщими в лексиконе тех лет .
Почему ?
Наверное , потому , что не так
много времени прошло с тех пор .
когда этими словами пользовались
лживо и бесчестно и царь , и
буржуазия , и белогвардейцы .
Необходимо было время , чтобы
забылось старое звучание этих
слов и возникло звучание новое .
Так что название " Песня о
Родине " в 1936 году оказалось
новаторским , смело утверждающим
новое , подлинно народное
значение слова Родина.
Лебедев - Кумач и Дунаевский
работали над песней полгода . Да
, полгода , и не просто в
течении шести месяцев время от
времени возвращались к трудно
слагающейся песни , но , как
говорится , не отходя от стола и
рояля , не зная ни покоя , ни
отдыха . Ведь надо было
спрессовать на одной страничке
огромное содержание , а музыка
должна была звучать и
торжественно , и проникновенно .
Ни
музыка , ни текст не
удовлетворяли его творцов.
Кумач и Дунаевский не могли
остановится на одном каком - то
варианте слов , на одной мелодии
. Варианты отвергались целиком ,
и песня писалась каждый раз
заново . ( Между прочим ,
некоторые песни ,
предназначавшиеся для " Цирка ",
в дальнейшем стали
самостоятельными песнями ,
прозвучали в других фильмах .
Известная песня " А ну - ка ,
песню нам пропой , веселый ветер
" - это тоже один из
первоначальных поисков главной
песни для фильма " Цирк " )
В послевоенные годы мне
посчастливилось жить в близком
соседстве с Василием Ивановичем
Лебедевым - Кумачом и Исааком
Осиповичем Дунаевским во Внукове
. Мы часто встречались на
зеленых дорожках дачного поселка
. подолгу гуляли , споря и
беседуя о нашем деле - о стихах
и песнях . Кумач был человеком
скромным и сдержанным .
Поэтическую работу он
рассматривал прежде всего как
труд , бессонный и бесконечный.
Вспоминая о работе над " Песней
о Родине " в присутствии
Дунаевского. . Кумач . улыбаясь
, упрекал Дунаевского : " Все
жилы вымотали мы друг другу ,
особенно ты мне " . Дунаевский
не спорил : мы , поэты , знали ,
что более строгого редактора ,
чем Дунаевский, нам не сыскать ;
он добивался точного звучания
каждого слова , полного слияния
текста и музыки . Кумач и
Дунаевский перечисляли варианты
. Некоторые из них были очень
хороши , но слишком серьезны ,
другие - слишком легковесны . За
полгода было написано тридцать
пять вариантов . Тридцать пять!
И лишь тридцать шестой вариант
удался . Поэт и композитор
встретились ( в который раз ! )
с Александровым и его
коллективом . Ощущение удачи ,
победы овладело всеми . Пели
песню , повторяли ее несколько
раз , еще вносили небольшие
поправки . Наконец режиссер
распорядился : подготовить
запись музыки .
С первых дней демонстрации
фильма " Цирк " "Песня о Родине
" запелась повсеместно . Она
стала событием в духовной жизни
народа , его словами , музыкой
его сердца .
В отдаленные области Союза фильм
дошел не сразу - медленно
печатались копии , медленно
развозились по стране . Через
год после московской премьеры "
Цирк " демонстрировался на
уральском прииске Журавлик .
Оттуда от шахтеров пришло в
Москву письмо : " Спасибо ,
дорогие товарищи , вы правильно
сделали , что вставили народную
песню о Родине в картину " Если
вы помните , в сюжете фильма
была история с черным ребенком .
Это отсюда вышла строка : " Нет
для нас ни черных , ни цветных
".
Маленького негра звали Джеймс
Паттерсон , он был сыном
американца , приехавшего в
Советский Союз . Как сложилась
его судьба ? Так , как многие
советские судьбы . Он был
курсантом нахимовского училища ,
стал офицером подводником .
Плавая на подводной лодке ,
начал писать стихи . Джеймс
закончил Литературный институт
имени Горького , выпустил
несколько стихотворных сборников
.
Есть сотни документов ,
подтверждающих и распространение
" Песни о Родине " , и ее роль в
жизни очень многих людей . Но
мне хочется привести лишь одно
письмо , полное драматизма ,
показывающее , что значила и
значит для советских людей эта
песня .
3 января 1937 года в районе
Кордовы в Испании в бою с
фашистами погиб советский летчик
- доброволец Владимир
Никифорович Зотов . Накануне
своего последнего боевого вылета
Зотов написал письмо жене ,
Александре Зотовой . Письмо
пришло на родину , когда героя
уже не было в живых .
Герой - доброволец писал :" Я
погиб за революцию в Испании , в
борьбе с фашизмом . Вспоминайте
меня любимой моей песней - "
Песня о Родине " : хороша страна
моя родная , много в ней лесов ,
полей и рек , я другой такой
страны не знаю . где так вольно
дышит человек . Шурик , расскажи
сыну , кто был его отец и за что
погиб ".
Для многих миллионов советских
людей эта песня является как бы
личным гимном.