Вокально-инструментальный
ансамбль, первый в истории
отечественной популярной музыки
профессиональный коллектив,
давший имя всему жанру ИА и
послуживший образцом для
многочисленных последователей и
эпигонов.
"ПОЮЩИЕ ГИТАРЫ" появились на
свет в середине 60-х годов,
когда Анатолий Васильев
(выпускник дирижерско-хорового
отделения Ленинградской
консерватории, в прошлом
известный джазмен, а в 1957-65
гитарист ансамбля "ДРУЖБА" под
управлением Александра
Броневицкого) решил реализовать
свой интерес к поп-музыке и
приблизить советскую эстраду к
западным стандартам.
Будущих участников группы он
отбирал как среди выпускников
музыкальных училищ, так и из
числа самодеятельных музыкантов.
Отказавшись - после недолгих
колебаний - от использования
традиционного эстрадного крунера
Анатолия Королева, "ПОЮЩИЕ
ГИТАРЫ" (Анатолий Васильев -
гитара, вокал; Евгений
Броневицкий, бас, вокал;
Владимир Калинин - гитара,
вокал; Лев Вильдавский,
фортепиано; Галина Баранова -
вокал и Сергей Лавровский -
барабаны) опробовали свою
программу на посетителях
черноморских турбаз, а в ноябре
1966 официально представили ее
на одной из наиболее популярных
площадок города - в Механическом
институте.
Успех убедил молодых музыкантов,
что они на верном пути.
Программа "ПОЮЩИХ ГИТАР" на этом
этапе состояла из
инструментальных номеров и
гитарных обработок популярных
мелодий (Полюшко-поле, Тачанка и
т. п.), сделанных Васильевым,
песен разных авторов, в том
числе Андрея Петрова, а также
BEATLES и других звезд
бит-музыки, а их сильными
сторонами были эффектное
вокальное многоголосие и
остроумная театрализация многих
песен.
Следующие полтора года шло
интенсивное формирование
репертуара группы и ее состава:
Галину Баранову сменили
последовательно Татьяна Калинина
и Елена Федорова, добавились
второй клавишник Олег Мошкович и
трубач Эдгар Бернштейн; из
"ЛЕСНЫХ БРАТЬЕВ" в начале 1968
пришел певец Александр Федоров,
место Вильдавского летом 1968
занял пианист и аранжировщик
Альгис Паулавичус.
В 1968 московская фирма
"Мелодия" выпустила первую
пластинку ансамбля - фактически
первый артефакт отечественной
бит-музыки, где "ПОЮЩИЕ ГИТАРЫ"
предстали не столько как
"поющие", сколько как
"играющие": ее основу составили
инструментальные пьесы Васильева
в манере SHADOWS и VENTURES и
несколько вокальных номеров, в
том числе их первый хит Сумерки.
Летом 1969 место Мошковича
(позже работал в ВИА "ВЕСЕЛЫЕ
ГОЛОСА") занял клавишник и певец
Юрий Антонов, песни которого
(Для меня нет тебя прекрасней и
др.) помогли "ПОЮЩИМ ГИТАРАМ"
существенно обновить свой
репертуар; вокальную группу
пополнили Валерий Ступаченко и
Богдан Вивчаровский
(экс-"ДРУЖБА").
Изменение политического и
культурного климата в СССР на
рубеже 60-70-х годов отразилось
и на "ПОЮЩИХ ГИТАРАХ".
Группа больше не записывалась и
не выступала в столицах,
месяцами гастролируя по
провинции. Состав продолжал
меняться: в 1970 "ПОЮЩИЕ ГИТАРЫ"
один за другим оставили
Паулавичус, Антонов и Лавровский
(последний организовал
откровенно конформистский ВИА
"КАЛИНКА").
Тогда же в группе появился
сильный клавишник Григорий
Клеймиц, а из ВИА "РОВЕСНИКИ"
пришла мощная ритм-секция (Юрий
Иваненко - бас, и Юрий "Помидор"
Соколов - барабаны). В
творческом отношении это был
далеко не лучший период в их
истории: единственным интересным
номером в репертуаре группы
стала кавер-версия песни
Саласпилс самодеятельных
"АРГОНАВТОВ" в интерпретации
аранжировщика "ПОЮЩИХ ГИТАР"
Эдуарда Кузинера.
В целом в этот период "ПОЮЩИЕ
ГИТАРЫ" все дальше отходили от
первоначальной концепции -
исполнять собственную или
оригинально обработанную музыку.
Репертуар с течением времени
заполнили конъюнктурные и
безликие поделки многочисленных
ремесленников от эстрады,
стремившихся заработать на
интересе молодежи к новому
жанру.
В сущности, именно "ПОЮЩИЕ
ГИТАРЫ" дали образец того, как
элементы рок- и поп-музыки могут
быть использованы в аранжировках
традиционного песенного
материала.
Коллектив создал универсальную
формулу для сотен ВИА,
появившихся в конце 60-х и
первой половине 70-х годов.
Сохраняя - чисто формально -
внешние признаки рок-группы
(инструментарий, состав,
усиление звука, коллективный
вокал, некоторые аранжировочные
приемы), большинство ВИА едва ли
представляло интерес с
художественной точки зрения.
Стремясь уйти от рутины и
собственных штампов, "ПОЮЩИЕ
ГИТАРЫ" в середине 70-х годов
обратились к крупным формам,
поставив вернувшие им успех
первые в отечественной истории
зонг-оперы "Орфей и Эвридика"
(1975, музыка Алексея Журбина,
либретто Юрия Димитрина) и
"Фламандская легенда" (музыка
Романа Гринблата, либретто
Димитрина и Юлия Михайлова
Кима).
Для участия в театральных
постановках состав группы был
радикально обновлен: пришли
вокалисты Альберт Асадуллин,
Валерий Цакадзе и Ирина
Понаровская, гитаристы Семен
Шнейдер и Валерий Бровко,
бас-гитарист Владимир Васильев и
барабанщик Аркадий Герштейн.
"Орфей и Эвридика" была записана
на пластинку и вышла двойным
альбомом (1980).
К началу 80-х годов популярность
"ПОЮЩИХ ГИТАР" значительно
упала. Следующий театральный
опыт (мюзикл "Скачки") оказался
неудачным, уход ведущих
исполнителей и хроническая
текучесть состава пагубно
отразились на художественном
уровне спектаклей, попытка
вернуться на сцену с песенной
программой тоже не добавила
группе популярности.
В начале 80-х свое детище
покинул и сам Васильев. В 1986
ансамбль (уже с новым
художественным руководителем А.
Федченко) поставил собственную
версию рок-оперы Алексея
Рыбникова и Андрея Вознесенского
"Юнона и Авось", а в 1988 на
базе "ПОЮЩИХ ГИТАР" был создан
музыкальный театр "Рок-Опера" с
ориентацией на постановку
крупных произведений (опер,
мюзиклов и т. п.).
Первым опытом в этом новом
качестве стала русскоязычная
версия рок-оперы Эндрю
Ллойд-Уэббера и Тима Райса "Jesus
Christ Superstar" (1989).
Многие участники группы позже
добились индивидуального успеха
как певцы, композиторы,
аранжировщики и дирижеры (Ю.
Антонов, А. Асадуллин, И.
Понаровская, А. Паулавичус, Г.
Клеймиц, В. Бровко и др.).
Весной 1997 "ПОЮЩИЕ ГИТАРЫ"
неожиданно для многих
воссоединились и дали серию с
воодушевлением принятых публикой
концертов со своим репертуаром
тридцатилетней давности.