Летом 1994 года в музыкальном
клубе "Засада" случайно
пересеклись пути поэта
Константина Арбенина и музыканта
Александра Петерсона. Встреча
этих двух творческих
индивидуальностей и стала
отправной точкой появления
группы "Зимовье Зверей". Но это
была еще только предыстория...
Услышав песни Арбенина, Петерсон
загорелся желанием сделать
аранжировки. Из песенного
материала Арбенин и Петерсон
выбрали десять композиций, и
целый год репетировали, готовили
программу, показывали работу
друзьям.
А летом 1995 года они
отправились на студию "Форум" и
за рекордно короткий срок - 20
часов, на большее просто не было
средств – записали альбом
"Города, которых не стало". Во
время записи появился третий
постоянный участник коллектива -
барабанщик Анатолий Смирнов,
армейский друг и коллега Саши
Петерсона. Тогда же было
придумано название "Зимовье
Зверей".
Песни "Выпадая из окна",
"Заходи", романс "Вы голодны,
мадам...", впервые прозвучав на
"Радио-1, Петроград", потом
надолго обосновались в эфирах
других радиостанций. Слушатели
часто звонили в эфир и
спрашивали, когда же состоится
концерт "Зимовья"?
Но группа с концертами не
спешила. Только после того, как
при поддержке "Театра ДДТ" был
записан второй альбом "Число
Человека", Арбенин, Петерсон и
Смирнов решились выйти на сцену.
Первый концерт - сольный,
акустический, в двух отделениях
- состоялся в ноябре 1996-го.
Зрители так тепло и
заинтересовано приняли
творчество музыкантов, что с тех
пор их концертная деятельность
не прерывалась - разве что на
летние каникулы (во время
которых, кстати, тоже создаются
новые песни). Причём "зимовцы"
чередовали акустические и
электрические программы.
В 1997 году судьба связала
"Зимовье Зверей" с залом
Лектория Ленинградского
Зоопарка. В этом месте группа
выступала в течении шести
сезонов, здесь был записан
концертный альбом и снят
видео-фильм "В зоопарке".
В том же году в коллектив
естественным образом влился
флейтист Егор Мажуга.
Он был приглашён в студию для
записи флейтовой партии в песню
"Свидетели" и прижился - как
музыкант, как дизайнер, как
звукооператор, как человек.
Поскольку материала у Арбенина
за несколько лет писания "в
стол" накопилось много,
"Зимовье" выдавало по две
пластинки в год. Один за другим
появляются альбомы "Плечи",
"Свидетели", "Оба неба", "Вещи
со своими именами", "Возвращение
именных вещей".
Важным шагом стало выступление
на рок-фестивале 97 года "Песни
ХХ века", проводимого "Театром
ДДТ" на сцене Дворца Спорта
"Юбилейный". "Зимовье Зверей"
было единственным коллективом,
выступившим на этом фестивале в
акустике. Позднее "зимовцы"
свели до минимума своё участие в
больших сборных концертах, а
потом и вовсе отказались от них
- специфика их творчества плохо
совмещается с атмосферой
многолюдных закулисных тусовок.
Группа всё дальше уходила от
приставки "рок", искала своё
лицо.
В 1998 году состоялась премьера
музыкального спектакля
"Свинопас", в котором
соединились музыкальная,
драматургическая и актёрская
ипостаси Константина Арбенина.
Разыгранная по-своему,
по-зимовски, старая сказка
Андерсена до сих пор исполняется
группой на театральных
подмостках Петербурга и Москвы.
1999 год. Несмотря на то, что
песни группы очень редко звучали
по радио, а на телевидении
музыканты вообще появлялись
считанные разы, аудитория
коллектива растет, на концертах
всё чаще появляются люди
старшего поколения. Коллектив
перестаёт называть себя
рок-группой.
Клубы и Лекторий зоопарка уже не
вмещают всех желающих послушать
"Зимовье"; постоянными
площадками его выступлений
становятся Ленинградский
Концертный Зал и Театр Эстрады.
Начинаются регулярные концерты в
Москве. Вместе со слушателем
взрослеет и сама группа.
Альбом "Родословная" стал
последней работой, выполненной в
жёсткой роковой манере.
Анатолий Смирнов переехал на
постоянное место жительство в
Голландию, и группа осталась без
барабанщика.
Но не этот факт заставил
двигаться в сторону
акустического звучания -
Анатолий часто приезжает в Питер
и электрические концерты
какое-то время ещё имели место
быть, - дело было в общем
настрое музыкантов: пришло
понимание, что именно акустика
позволяет наиболее точно
выразить им суть своих песен.
Поэтому с 2001 года основной и
постоянный состав "Зимовья
Зверей" - это Арбенин, Петерсон
и Мажуга. Таким составом был
записан альбом "Конец цитаты",
который авторы обозначили как
музыкально-литературной
композицию.
Иногда к постоянному составу на
концертах присоединялся
бас-гитарист Михаил Иванов, в
прошлом - ученик Петерсона
(основная его работа -
"Вермишель-оркестр"). На
экспериментальной пластинке
"Антиутопия" впервые зазвучала
скрипка Александры Савиной (она
выступает с концертами
академического репертуара и
преподаёт игру на скрипке в
консерватории).
В 1999-м Арбенин и Петерсон
организовали фестиваль поющих
поэтов "Могучая Кучка-99", его
идея - синтез музыки и настоящей
поэзии в авторском исполнении.
Фестиваль с тех пор стал
ежегодным, в нём принимали и
принимают участие коллеги
"зимовцев" - авторы-исполнители,
близкие им по духу творчества:
Михаил Башаков, Кирилл Комаров,
Вячеслав Ковалёв, Дмитрий
Максимачёв, Олег Дегтярёв, Елена
Гудкова, Евгений Пальцев,
Светлана Голубева, Анатолий
Багрицкий, Антон Духовской,
группы "Ступени", "The Кикс" и
многие другие.
Начало второго тысячелетия
группа отметила альбомом "На
Третьем Римском".
Затем появился "Post Форпост",
записанный на Московских
концертах. А под новый 2004 год
"зимовцы" решили развернуто
ответить на самый
распространённый
слушательско-журналистский
вопрос в их адрес: почему группа
называется "Зимовье Зверей"? Для
этого они записали и поставили
на сцене ещё одну музыкальную
сказку - "Звери ищут лето". О
том, как под Новый год звери
пошли от зимы лето.
Спектакль-концерт написан по
мотивам именно той русской
сказки,
которая дала название коллективу
- "Зимовье зверей".
В этом спектакле впервые в
истории группы запели Петерсон и
Мажуга - вместе с Арбениным они
исполнили партии самых разных
домашних и диких животных.
2004 год. Компания "KDK-рекордс"
выпускает коллекционное
переиздание десяти основных
альбомов "Зимовья". Режиссер
Борис Деденёв снимает видео-клип
на самую, пожалуй, известную
песню группы - "Джин и Тоник".
Летом группа впервые решает
посетить два фестиваля авторской
песни - XXVIII Ильменский и XXXI
Грушинский. Приняв участие в
работе жюри Ильменского
фестиваля и став лауреатами
знаменитой "Груши", музыканты
уяснили для себя, что публика
такого рода фестивалей - во
многом их публика. Их участие в
фестивалях авторской песни
становится постоянным.
Совместно с петербургским
клубом-кафе «Муму» группа
организовывает Конкурс авторской
песни. В составе жюри – не
только организаторы, но и другие
известные музыканты, журналисты,
издатели. Победитель – молодая
группа «Точки над i» – в
качестве гран-при получила
возможность записать дебютный
альбом на профессиональной
студии, а наиболее интересные
конкурсанты были приглашены на
сцену очередной «Могучей Кучки».
Конкурс решено сделать
ежегодным.
2005 год. Группа выпускает два
концертных альбома: двойник
"Шишки" включает в себя главные
песни группы (старые и новые) и
является своеобразным отчётом за
десятилетие творческого пути; "Бардовский
концерт" - первое сотрудничество
Арбенина и Петерсона с
кларнетистом Евгением
Кривошеиным.
Выходит в свет книга текстов
песен "Зимовье Зверей: песни и
сказки" - наиболее полное на
этот момент собрание песенной
лирики Арбенина.
Летом из коллектива уходит Егор
Мажуга: прежде всего это связано
с его переездом в Москву. Свой
юбилейный сезон группа открывает
в новом составе: теперь
"Зимовье" - это Арбенин,
Петерсон, Савина и Кривошеин.
Значительно обновлён и репертуар
- музыканты готовятся к записи
оригинального альбома.
"Изюминкой" творчества группы
"Зимовье Зверей" является
отношение к песенным текстам как
к настоящей поэзии. Интуитивно
соединив в своём творчестве
традиции русского рока,
советской эстрады, актёрской и
бардовской песни, классического
(то есть не блатного) шансона,
коллектив нашёл свою культурную
нишу, творчество его
востребовано слушателями разных
возрастов. Чаще всего стиль, в
котором работают "зимовцы",
называют "бард-рок", хотя это
определение весьма не точное.
Сейчас в послужном списке группы
15 альбомов, два музыкальных
спектакля, книга песенных
текстов, восемь концертных
сезонов. Но творческий поиск
продолжается.