Биография: Группа "Монгол Шуудан"
образована в 1988 г. Первый
концерт состоялся 1 апреля 1989
г. В Московскую рок-лабораторию
"Монгол Шуудан" вступил в
октябре 1989 г. Через месяц
вышел первый магнитальбом
"Паровоз "Анархия". В хит-параде
студии "Колокол" за декабрь 1989
- январь 1990 г. Этот альбом
занял третье место.
Стиль: русско-анархический стеб.
Состав: Валера Скородед- гитара,
вокал, тексты, Игорь Торопов -
саксофон, Андрей Калинин
-гитара, вокал, Марк Мельников
-бас, Сергей Фролов - ударные.
Звукоинженер: Сергей Раскин,
Борис Самойлов. Администратор:
Игорь Ковалев.
Музыкальные пристрастия: "ДК",
"Зоопарк", "Лед Зеппелин", "Секс
Пистолз", "Слейд", Том Вэйтз.
В заброшенных переулках старой
Москвы, где разваливающиеся дома
с пустыми глазницами выбитых
окон бессильно застыли в
предсмертной тоске, а ветер
гонит невозможную когда-то пыль,
часто охватывает осушение
горестной безысходности.
Кажется, время, обессилев от
бессмысленной беготни на месте,
вернулось лет на 70 назад, и
вот-вот то ли шагнет из-за угла
отряд революционных матросов, то
ли с гиканьем и посвистом
вымчится живописная банда на
тачанках.
И в этом смысле появление на
московской рок-н-ролльной сцене
"монголов" под анархическим
флагом оказалось вполне
закономерным.
Эх-ма! Руби налево, направо
Нагайкой хлесть по лицу.
Какое дело/ какое время,
Снова взрыв и кранты бойцы,
Руби штандарты, вали знамена,
я разрешаю, я атаман.
Мне наплевать, кто там
сплоченный,
Всех разметает наш ураган.
Вот на казацкий разъезд
напоролись,
Ой, мама, держи меня!
Я не знаю, за что боролись,
попался - пеняй на себя!
Для меня "Монгол Шуудан", как
это часто бывает, начался с
магнитофонной кассеты. Заглянув
в рок-лабораторскую студию
"Колокол", я услышал из
динамиков бодрые, нахальные
голоса. Вполне слаженно и очень
бодро пели:
Мы себе новый мир построим,
Кто был ничем, тот станет всем,
Мы все разрушим, разворуем и
перестроим,
И раздарим, раздадим всем!
Эх! Пропили Рассею!..
Другие песни отличались не
меньшей живостью и свободой
мысли. По всему было видно, что
сии "степные кочевники"
беззаветно следуют известной
традиции русского рока, согласно
которой первичным в нем является
слово. В музыке слышались до
оскомины знакомые мотивы в
диапазоне от русских плясовых и
нэпманских шлягеров до боевых
гимнов хора им. Александрова и
pops-dance забоя. Причем часто в
виде прямых цитат типа "бубличков"
или "славянки".
Своего рода окрошка, замешанная
на остинате кабацкого рок-н-рола
и сдобренная саркастической
медью в духе "Мadness" с
добавкой немудреных, но
чистеньких гитарных "запилов".
Чувствовалось, что все это
готовилось без напряга, от души,
с задором и оттого выглядело
неожиданно свежо и со вкусом.
По духу же, в
музыкально-текстовом потоке,
ассоциации возникали вполне
адекватные нынешнему
р-р-революционному моменту, и
картинки анархической вольницы
времен Гражданской междоусобицы,
создавали "монголами" не
казались невозможными в наши
дни, когда мы из болота застоя
вваливаемся в хаос перестройки.
На войне, как на войне
жертвы, кровь репрессии,
Мы шагаем по броне,
Плаваем на крейсере.
А в моей стране бардак, слякоть
и пошлятина.
Где-то там сидит дурак,
шлет на нас проклятия.
И меня ждет виселица,
Если я не отрекусь. Если
вспыхнет забастовка,
мне на это наплевать.
Я возьму свою винтовку
И пойду в дерьмо стрелять.
Ведь я вступлю в анархический
батальон…
Когда А. Тройцкий объявил в
"Программе "А", что "Монгол
Шуудан" является одной из групп
его Тор-Ten, он в один миг
принес им Всесоюзную
известность. Некоторые наивные
даже подумали, что это какое-то
официальное мнение.
Как же! Прозвучало с 1-й
программы ТВ. Такая неожиданная
поддержка летописца советского
рока оказалась для "анархо-монголов"
очень кстати. Они как раз
подошли к тому рубежу за которым
движение вперед без рекламы
становится не возможным. На
"Фестивале Надежд" они доказали,
что место на Белом Войлоке
Почета (по традиции
монголо-татарской орды,
предоставляется лучшим багатурам)
Было выделено им не зря.
Московская рок-н-ролльная
молодежь встретила их всеобщим
восторгом, ором, свистом и
прочим отвязом.
Когда я впервые встретился с
"монголами" мой первый вопрос
был о названии. Отвечал Валерий
Скородед:
- Все было очень просто. Стояли
на остановке рядом киоск
"Союзпечать", в нем марки ,
красивые такие "Монгол Шуудан",
"Монгольская почта" значит.
Просто дело случая и никаких
монгольских корней.
- Значит Голубой Керулен и
Золотой Омон здесь не причем. А
Ваш черный флаг* -это что? Тоже
дело случая, дань моде или
общественно-музыкальная позиция?
- Скорее первое мы, разумеется,
кое-что слыхали про Нестора
Ивановича, но, конечно, не
зубрили ни Бакунина, ни
Кропоткина и ни с какими
анархо-синдикалистами не
тусовались. Просто взяли и
написали "Чапаевский твист".
Скакал буденовец, а следом на
коне,
Скакал за ним чапаевец с
лимонкой на ремне.
А следом за чапаевцев бежал
товарищ Щорс.
За Щорсом Кржижановский.
Бандиты пили морс.
Бандиты пили пиво. Бандиты пили
квас.
А рядышком лениво упал в кусты
фугас….
-Какая-то музыкальная
мультипликация. И вы назвали это
русско-анархический стеб. А что
было раньше?
- До этого был "Половой акт".
Под таким красивым названием мы
собрались в июле 1987 г., чтобы
делать хорошую музыку с
интересными текстами. База у нас
была в селе Макеевка г. Москвы.
Играли тогда абсолютно жуткий
андеграунд. И вот из этой жути
без всякого злого умысла
появился "Чапаевский твист".
Вторая песня была
"Продразверстка"… и с первой
программой вместе с группой
"Манго-манго" мы выступили в
театре "Бедный Йорик" на
проспекте Вернадского в апреле
1988 г. Весь отвяз пошел от
"Чапаевского твиста"…Ударили по
веселости…
Но потом, как всегда полетели
битые стекла… В общем, мы там
долго не задержались. Около года
были без базы. Но за это время
абсолютно случайно попали на
студию "Рекорд" и записали
"Паровоз "Анархия". Он в проекте
назывался "Петя Пробочкин идет
на войну".
- Кто такой Петя Пробочкин?
- Ну, такой крутой матрос в
клеше, в лентах… У нас Андрюша
Колупаев есть, другие бойцы…
Когда вступали в лабораторию,
сели на базу в ДК школы милиции
в Расторгуеве. Отыгрываем там
концерты за это.
- Для контингента?
- Да.
- Ну и как?
А, что, как все. Кричат, козу
показывают. Замполит там у них
есть, подполковник. С виду вроде
нашу музык догоняет. А может,
наоборот ведет тайную
идеологическую пропаганду:
"Вот., мол смотрите и знайте их
в лицо. Вам с ними бороться".
Так что они в курсе
анархического рок-н-ролла.
- Вы часто выступаете?
- Нет. Пока нет хорошей
раскрутки. Хотя вроде бы заявки
какие-то приходят, телеграммы,
но конкретного ничего, все
вокруг как-то. Недавно здесь
были ребята из Англии. Попали
они на сборный концерт, где мы
выступали. И когда узнали , что
"Монгол Шуудан" это не какие-то
кочевники, а русский
анархический рок, то просто
обалдели. Анархия в нашем
партийном королевстве! Они взяли
у нас кассету, все материалы,
сделали передачу на радио
Шеффилда, и, если все сложится в
октябре , дай Бог, рванем по
струнам в Лондонском
университете.
- Я что-то не понял. От чего они
больше обалдели? От того, что у
нас анархия или от вашей музыки?
- От всего. От музыки, от
имиджа, текстов. Мы им перевели
подстрочники. Наш
веселяк-разгляев пришелся им по
кайфу. Они говорили, что у них в
подвалах играют утяжеленный панк
сейчас. А тут из андеграунда...
- Русско-анархический стеб.
- Ага. В этом определении все
заложено. Музыкальные корни у
нас русские,
художественно-концептуальная
платформа - анархическая,
отношение ко всему достаточно
иронично, но в любом случае мы
стараемся не терять оптимизма,
чувствовать себя свободными. И
при этом мы считаем, что это
новая волна московского и, может
быть, советского рока .
- Как если бы панк, зародился в
России, то он был бы таким?
-Кто знает, как бы все было.
Иногда нам говорят, что есть еще
"Любе", Газманов со своей
шинелью и эскадроном, но для них
это, по-моему, просто эпизоды,
мода, а для нас программа, свого
рода смысл жизни. Я, вот,
сейчас, например, вообще
стараюсь не слушать западную
музыку.
- А от чего отталкиваетесь в
Союзе!
- "ДК" и, прежде всего "ДК". Это
уже классика!
- После года под черным флагом у
вас появился интерес у теории
анархизма?
- А, как же появился.
- И что нового вы узнали?
- Много разного.
- Это в песнях отражается? Или
мысли как речь, течет от берегов
политических, не отталкиваясь?
- Не-е-е… Ну, как сказать, боже
мой!.. Будем так говорить, типа
того, что у нас анархия в
текстах не просто теперь. Мы
знаем, например, про
зверь-женщину Марусю Никифорову,
которая все рубила напрочь и
пополам. Это была какая-то
черная анархия. Но когда мы
пошли вглубь, поняли, туда лучше
не лазить. К Бакунину, к
Кропоткину… Пусть будет как было
для всех, что анархия это пьяная
гульба, матросня..
Как люди думали, так пусть и
думают. И пусть пока разберутся
в той информации, что на них
вываливают.
- Хорошо. И в чем ваша концепция
анархии?
- Мы сейчас готовим новую песню
и попробуем в ней выразить. Она
называется "Свобода или смерть".
- А ты не задумывался, что под
этим лозунгом люди обычно
получают смерть, а не свободу?
- Но нужно добавить, что моя
свобода заканчивается там, где
начинается свобода другого.
- Какие-то существующие
организации анархистов проявляли
к вам интерес?
- Нет, и мы к ним не тянемся.
Это все анархо-коммунизм. А мы в
него не верим.