Одна из самых колоритных и
самобытных фигур русского рока -
Петр Николаевич Мамонов родился
14 апреля 1951 года в Москве на
Большом Каретном. Его
феноменальный артистизм
проявился еще в детском возрасте
в довольно причудливых формах -
из двух средних школ его выгнали
за то, что он "устраивал цирк".
В анкетной графе
"образование" стоит:
"незаконченное высшее", что не
мешает Мамонову владеть - по
легенде - четырьмя языками. А
трудовая карьера складывалась
традиционно для тех лет:
грузчик, банщик и лифтер в Доме
Литфонда.
Всю жизнь Петр писал стихи, а с
1980 года - песни.
В 1982 году родилась группа
ЗВУКИ МУ. Происхождение
загадочного названия туманно,
сам Мамонов не в силах
припомнить обстоятельства:
"Просто как-то удачно ляпнул".
Вначале ЗВУКИ состояли из двух
человек - самого Петра (вокал,
гитара) и его брата Алексея
Бортничука (сперва он играл на
"ударных", а затем освоил
гитару).
Позже к ним присоединился
клавишник Павел Хотин, а в 1984
году - Александр Липницкий (бас)
и Александр "Фагот" Александров.
Барабанщики сменяли друг друга с
калейдоскопической быстротой - в
этой роли отметились Сергей
"Африка" Бугаев, Карен Саркисов,
Михаил Жуков и, наконец, Алексей
Павлов. Последний продержался
дольше других, и основные
альбомы ЗВУКОВ МУ были записаны
с его участием.
Первое публичное выступление
группы, организованное Липницким
и Артемом Троицким, состоялось
весной 1984 года на встрече
выпускников 30-й московской
спецшколы (в ее стенах учились и
Мамонов, и Бортничук, и
Липницкий).
В концерте, кроме ЗВУКОВ МУ,
приняли участие Сергей Рыженко,
Василий Шумов, Виктор Цой и
группа БРАВО. Таким образом,
дебют МУ вылился в весьма
представительный фестиваль и
стал заметным событием в
столичной рок-жизни.
С 1985 года началась активная
концертная деятельность, которая
состояла, с одной стороны, из
акустических квартирников
Мамонова (частью запечатленных
на диске "П.Мамонов 84-87") и, с
другой стороны, из выступлений
ЗВУКОВ МУ в рамках Московской
Рок-лаборатории.
Летом 1988 года на даче
Александра Липницкого на
Николиной горе был записан
первый магнитоальбом "Простые
вещи" (продюсер - В.Шумов),
который считается у знатоков
лучшим студийным альбомом
группы. В том же году ЗВУКИ МУ
записали черновик еще одного
альбома, но до чистовой записи
руки так и не дошли, и этот
материал увидел свет в
первозданном шершавом звучании
под названием "Крым".
Начиная с 1988 года, группа
активно гастролирует за рубежом
- Венгрия, Польша, Италия,
Германия, Франция - и участвует
в крупных международных
фестивалях.
А.К.Троицкий знакомит ЗВУКИ МУ с
легендарным английским
музыкантом и продюсером Брайаном
Ино (работал с Дэвидом Боуи,
TALKING HEADS, ROXY MUSIC, U2).
Ино заинтересовали нестандартная
музыка и выразительный
сценический имидж фронтмена, и
он предложил свое
сотрудничество.
В результате в 1988 году на Land
records (GB) выходит альбом "Zvuki
mu" (продюсер - Брайан Ино).
Группа делает концертный тур по
Соединенному Королевству,
организованный Opal Records, и
два тура по США под патронажем
Warner Brothers. ЗВУКИ МУ во
время этих гастролей имеют
большой успех и хорошую прессу,
но, возвратившись в СССР,
неожиданно заявляют о своем
распаде.
В 1991 году этот состав ЗВУКОВ
записал альбом "Транснадежность",
и музыканты разошлись в разные
стороны. Петр Мамонов и Алексей
Бортничук осуществляют проект
МАМОНОВ И АЛЕКСЕЙ и издают
одноименный альбом, Алексей
Павлов организует рэповую
команду MD&C ПАVЛОV, Липницкий
уходит в журналистику, а Павел
Хотин пытается продолжать свои
эксперименты в области авангарда
и прогрессив-рока.
В 1994 году Мамонов приглашает в
ЗВУКИ МУ выдающегося басиста
Евгения Казанцева и барабанщика
Юрия "Хэнка" Кистенева, которого
в дальнейшем сменяет Андрей
Надольский. В студийных условиях
они пишут альбом "Грубый закат"
и несколько инструментальных
композиций.
В 1995 году Мамонов удаляется от
цивилизации, переехав в свой
деревенский дом недалеко от
Вереи.
Летом того же года в деревне он
заканчивает работу над одним из
самых сложных для восприятия
альбомов - "Жизнь амфибий как
она есть". К сожалению, после
записи этот состав ЗВУКОВ
расходится, так и не реализовав
на сцене своей программы.
Мамонов остается один и зимой
1996-97 годов записывает в
одиночку новый двойной
альбом-мистерию "Есть ли жизнь
на Марсе?". Премьера его на
театрально сцене намечена на
весну 1997 года.
Нельзя не упомянуть о предыдущей
артистической карьере Петра
Мамонова. Он снялся в семи
фильмах, один из которых ("Такси
блюз") получил Золотую пальмовую
ветвь на Каннском кинофестивале.
В драматическом театре им.
К.С.Станиславского он сыграл
главные роли в спектаклях "Лысый
брюнет" и "Полковнику никто не
пишет".
В этих спектаклях он выступил в
качестве не только актера, но и
режиссера.