Группа «Аквариум» была создана
Борисом Гребенщиковым и
Анатолием «Джорджем» Гуницким в
июле 1972 года (по одной из
версий – первого числа).
Название группе дал Джордж – в
честь кафе на Будапештской
улице, мимо которого он проезжал
на 31-м автобусе. БГ взял на
себя гитару и вокал, Джордж –
ударные. Первое время концертов
не было, зато были постоянные
смены состава - так, в декабре
ненадолго появился и тут же
исчез Эдмунд Шклярский, будущий
лидер группы «Пикник». Однако
уже в январе появился басист
Михаил «Фан» Файнштейн-Васильев,
через месяц пришел Андрей «Дюша»
Романов, и таким образом стал
складываться классический состав
«Аквариума».
Выпустив ряд
малопрофессиональных записей, в
1975 году группа начинает
выступать в Прибалтике, куда
музыканты ездили автостопом. Во
время одной из таких поездок
«Аквариум» получает приз «за
самую интересную и разнообразную
программу» на Таллиннском
фестивале популярной музыки. В
этой же поездке произошло очень
полезное знакомство с московской
звездой – Андреем Макаревичем.
После этого «Аквариум» стал
ездить с концертами и в Москву.
«Знакомство началось с того, что
Макаревич пытался соблазнить мою
жену и увести её в свой номер,
но им пришлось забрать и меня
вместе с ней. Там мы сильно
напились, и моя жена осталась
нетронутой. Мы очень сильно
подружились с Макаревичем и
остаёмся по сей день лучшими
друзьями. Они экспортировали нас
в Москву, а мы их - в Ленинград.
Мы Москве понравились, но не
привились, они Ленинграду особо
не понравились, но привились и
стали самой модной группой.»
Последующие годы были наполнены
довольно интенсивной концертной
деятельностью. Время от времени
костлявая рука Советской Армии
выдирала из рядов группы
какого-либо особо ценного
музыканта, однако через
год-другой они возвращались
целыми, невредимыми и психически
здоровыми.
11 марта 1980 года «Аквариум» по
приглашению Артемия Троицкого
принял участие во Всесоюзном
фестивале ВИА и рок-групп
«Весенние ритмы» в Большом
концертном зале города Тбилиси.
По свидетельству Троицкого, жюри
«растворилось под зеленой
надписью «ВЫХОД» еще в середине
их программы», а выступление
ближе к концу напоминало
форменный бардак. По возвращении
в Ленинград для «Аквариума»
грянули неприятности:
БГ с друзьями «полетели»
отовсюду, где состояли,
коллектив лишили базы и
аппаратуры.
В марте 1980 года произошло
историческое знакомство с
Андреем Тропилло. С "Синего
альбома" началась настоящая
дискография коллектива.
Музыканты не только записывали
свои альбомы, но и помогали
другим группам: с их помощью
были записаны первые альбомы
Майка Науменко, «Кино», «Алисы».
В 1981 году с «Аквариумом»
начинают играть барабанщик
Александр Кондрашкин и пианист
Сергей Курехин. 7 марта 1981
года «Аквариум» становится
членом только что открытого
Ленинградского рок-клуба, а
летом приступил к записи сразу
трех альбомов: «Треугольник»,
«Акустика» и «Электричество».
Первым вышел «Треугольник»,
половина текстов на котором
принадлежала Джорджу Гуницкому.
А Сергей Курехин пришел в студию
и с ходу сыграл блистательную
фортепианную партию для «Мочалкина
блюза».
В августе 1983 увидел свет
самый, возможно, знаменитый их
альбом «Радио Африка». Во время
записи в студии творился
форменный хаос, к записи
привлекались все, кто попадался
под руку - в результате на
альбоме отметились аж четверо
барабанщиков (не считая
перкуссии) и столько же басистов,
а также Сергей Курехин и Игорь
Бутман. Следующий альбом «День
Серебра» стал первым, для
которого песни были придуманы
заранее, а не сочинялись в
последний момент.
В это время Александр Титов стал
постоянным басистом группы, а
бывшему басисту Фану, одному из
ветеранов «Аквариума», пришлось
ограничиться перкуссией. Вскоре
Титов параллельно стал играть с
«Кино», а Фан – с «Зоопарком».
Еще один из отцов-основателей -
Дюша Романов - к этому моменту
появлялся далеко не на каждом
концерте и не на каждой записи.
Короче говоря, «Аквариум»
разваливался на глазах, и многие
концерты того времени игрались
сокращенным составом. Только
осенью 1985 года состоялось
сценическое воссоединение группы
на сцене Ленинградского дворца
молодежи в составе: Гребенщиков,
Романов, Гаккель, Файнштейн,
Титов и Куссуль. А в январе
вышел новый альбом «Дети
декабря».
«У меня дома была в ванной
печка, поскольку тогда еще не
было парового отопления, и я
помню, что мы сидели у печки в
темной ванной и нам читали
сказки. Отлично было, скажу
больше - это сформировало все
мое мировоззрение. Оттуда,
кстати, появились песни «Я змея»
и многие другие.»
В это время записи «Аквариума»
стали выходить на виниле.
Собственно, первым опытом стал
сборник русского рока «Red Wave»,
выпущенный в США Джоанной
Стингрей.
В двойной альбом вошли записи
питерских групп «Аквариум»
«Алиса», «Кино» и «Странные
игры». После этого зашевелилась
и фирма «Мелодия»: в выпущенную
ими пластинку, известную как
«Белый альбом», входила часть
материала с двух последних
дисков. Очень скоро открылся
«железный занавес» и музыканты
«Аквариума» начали подолгу
пропадать за границей.
Новый этап в жизни «Аквариума»
начался в сентябре 1992 года. По
сути дела, он стал логическим
продолжением «БГ-Бэнда», в
котором из «стариков» остались
только БГ и Титов. Вскоре
Гребенщиков опять набрал темп и
начал выдавать альбомы каждый
год.
В это же время стали появляться
антологии и регулярно
переиздаваться ранние альбомы на
CD. В честь 25-летия группы на
несколько концертов собрался
«новый старый» состав
"Аквариума".
БГ продолжает чередовать выпуск
сольных альбомов и side-проектов
с работой с «Аквариумом», в
результате чего раздел
«Дискография» на официальном
сайте группы по объему не имеет
себе равных. В 99-м году выходит
альбом «Пси», три песни с
которого, «Маша и Медведь»,
«Стоп, машина» и «Пока несут
сакэ», попадают в эфир «Нашего
Радио». В этом же году вышел
мультимедиа-сингл «Скорбец», где
басовую партию исполнил лидер
Tequilajazzz Евгений Федоров.
В 2000-м скончался Дюша Романов.
Несмотря на трагическое событие,
группа продолжала активную
деятельность: увидели свет
сборник «Территория» и альбом
проекта «Террариум» (нынешний
«Аквариум» плюс приглашенные
музыканты) «Пятиугольный грех».
Очередной всплеск всеобщего
интереса к легенде российской
музыки случился в начале 2002
года, проходящего под знаком
30-летнего юбилея "Аквариума". В
канун юбилейных концертов в
обеих столицах студия "Союз"
выпустила альбом "Сестра Хаос",
удостоившийся исключительно
лестных отзывов - в том числе, и
за неожиданную современность
звучания. Этой же весной эта же
студия начала массивное
переиздание прижизненной
классики БГ со товарищи в рамках
"Антологии АКВАРИУМА".