«ВАЗ», «Волжский автомобильный
завод» (VAZ), российская
компания, специализирующаяся на
производстве легковых
автомобилей марки «Жигули»,
«Лада» и «Нива» (повышенной
проходимости). Штаб-квартира
находится в г. Тольятти
(Самарская область).
Строительство завода началось в
1967. Совет Министров СССР
назначил зам. министра
автомобильной промышленности
Полякова В.Н. генеральным
директором строящегося завода, а
главным конструктором ВАЗа
В.С.Соловьева. Первая очередь,
рассчитанная на выпуск 220 тыс.
автомашин в год, вступила в
строй в 1971.
За основу при выпуске
малолитражного с пятиместным
кузовом «ВАЗ-2101» был взят
«ФИАТ-124».
Мощность четырехцилиндрового
двигателя составляла 60 л. с.,
максимальная скорость — 140
км/ч. «Жигули» задумывались как
народный автомобиль, который при
сравнительно невысокой цене мог
бы насытить «ненасытный»
советский рынок. Но конструкторы
и заводские инженеры и механики
в дальнейшем столкнулись с
массой проблем, которые помешали
эффективно решать поставленные
задачи.
Сразу же пришлось отказаться от
мысли о доступности автомобиля
для рядового человека. С каждой
новой моделью цена на «Жигули»
значительно росла. Однако задача
насыщения рынка в какой-то
степени решалась, поскольку
товар «ВАЗа» отнюдь не
залеживался (в конце 70-х годов
появились «Жигули» с кузовом
«универсал»). Кроме того в 1977
появилась новая полноприводная
модель «Нива» — ВАЗ-2121.
Тем не менее, процесс
усовершенствования «Жигулей», а
затем в 80-е годы экспортного
варианта «Лада» никогда не
приостанавливался. За советский
период существования был освоен
выпуск девяти моделей, среди
которых самыми популярными
стали, кроме первой, шестая и с
ведущими передними колесами
девятая модели («шестерка»
выпускается до сих пор, ее
постепенное замещение «десяткой»
началось в 1997).
ВАЗ-2102 - пятидверный
классический универсал первого
семейства, с задней дверью,
открывавшейся вверх, выпускался
в 1972-1986 годах. В свое время
он заслуженно получил славу
"лучшего друга" советского
дачника, которая со временем
перешла на его преемника в лице
ВАЗ-2104.
В 1972 году АвтоВАЗ запустил в
производство более мощную версию
"Жигулей" - ВАЗ-2103, которая
многими воспринималась как
совершенно новая, более мощная и
комфортабельная модель.
Естественно, для абсолютного
большинства населения - гораздо
более престижная и дорогая.
На деле это была лишь
модификация "Люкс", полностью
соответствующая FIAT 124
Speciale 1968 года, конструкцию
которой переработали аналогично
тому, как базовый FIAT 124
превратился в ВАЗ-2101. Освоение
ее производства
предусматривалось соглашением с
концерном FIAT несколько позже
базовых моделей, а для ее
комплектации предусматривался
1,5-литровый двигатель модели
2103 мощностью 77 л.с.
Когда в 1976 году на заводе в
Тольятти освоили производство
модели ВАЗ-2106, которая была
переработана для отечественных
условий эксплуатации из RAT 124
Speciale образца 1972 года,
никто не мог и предположить, что
именно она станет самой
популярной и массовой продукцией
Волжского автозавода.
Вездеход "Нива" (ВАЗ
2121/2123/21213/2131) произвел
сенсацию на мировом рынке в
конце 1970-х - начале 1980-х
годов. Тогда этот автомобиль
испытывал трудности со сбытом на
отечественном рынке. И это при
вечном дефиците легковых
автомобилей в бывшем Союзе. В
1980 автомобилю "ВАЗ-2121"
присуждена золотая медаль 53-й
Международной ярмарки в Познани.
Как некогда "шестерка"-
считалась престижнее, чем
ВАЗ-2103, так и
ВАЗ-2107("семерка"), выпускаемая
с 1982 года, по сравнению с
"пятеркой" была эксклюзивом в
себе.
С конца 1984 года пятиместный
универсал ВАЗ-2104 классической
компоновки, относящийся ко
второму поколению "классики",
сменил на конвейере универсал
"первого" поколения-ВАЗ-2102, но
еще год их выпускали вместе.
Представшая публике в конце 1984
года клиновидная "Самара" с
трехдверным кузовом хэтчбек
стала воистину эпохальным
событием не только для Волжского
автозавода, но и для
отечественных автолюбителей.
Модель ВАЗ-2108 Спутник/Lada
Samara положила начало массовому
выпуску в стране
переднеприводных легковых
автомобилей.
В 1987 коллектив Волжского
автомобильного завода удостоен
приза "Золотой Меркурий" за
большой вклад в развитие
производства и международного
сотрудничества. Эта престижная
награда присуждена ВАЗу в третий
раз.
В отличие от своей соплеменницы
"восьмерки" ВАЗ-2109 Спутник/Lada
Samara, который начали продавать
с 1987 года, рассматривается как
более "солидная" машина для
семейного человека - сказывается
наличие пяти дверей и, как
следствие, менее экспрессивный
облик. Модель ВАЗ-21099 Спутник/Samara
Forma это, в сущности, "девятка"
с четырехдверным кузовом седан.
1989 Внешнеторговому объединению
"АвтоЛАДА" присужден
международный приз совета
торговых руководителей "Трейд
Лидерз Клаб" за выход на ведущие
позиции в торговле и вклад в
развитие национальной экономики
африканских стран.
После распада Советского Союза
АвтоВАЗ, как и все остальные
отечественные промышленные
гиганты, вступил в полосу полной
перестройки своей деятельности.
Кризис оказался затяжным, но к
середине 90-х годов АвтоВАЗ
сумел переломить ситуацию и
постепенно стал наращивать
производство.
Микролитражная ВАЗ-11113 "Ока"
более десятилетия остается самым
дешевым отечественным легковым
автомобилем.
В свое время ее даже прочили на
роль -народного автомобиля и
определяли местом ее
производства гигантский
промышленный комплекс в Елабуге,
намереваясь покончить с
многолетним автомобильный
дефицитом. Но мечты и проекты
так и ocтались неисполнимыми, а
столь досаждавшая АвтоBA3y
сборка "Оки" была в середине
1990-х окончательно передана на
заводы СеАЗ (который вошел в
состав АвтоВАЗа) и КамАЗ.
На Парижском автосалоне в 1994
году впервые было представлено
семейство "десятых" автомобилей
- ВАЗ-2110. С 1998 года
расширяется сборка пятидверных
ВАЗ-2111 - первых вазовских
переднеприводных универсалов.
В 1995 Собран 16-миллионный
автомобиль.
На инвестиционной выставке
"Технологии из России",
проходившей в Риме в 1996 году,
ВАЗ представил роторно-поршневой
двигатель для малой авиации. В
СКП собран 250-й товарный
автомобиль ВАЗ-2110.
В 1997 на автосалоне в Москве
состоялась презентация моделей
"2120", "2129", длиннобазной
"Нивы" - "2329", "2131" и
спортивной модели "21107".
В этом же году общее количество
произведенных автомобилей
составило 730 тыс. В ближайшее
время предполагается увеличить
их выпуск на 18 тыс. штук.
В 1998 с заводского конвейера
сошла новая модель 2111, а
автомобили «десятого» семейства
начали оснащаться новейшими
16-клапанными двигателями.
В этом же году вышел автомобиль
ВАЗ-2120 "Надежда" -
полноприводный семиместный "мини-вэн",
отличительной особенностью
которого является оригинальный
кузов со cдвижной задней правой
дверью.
В настоящее время мз-за
сравнительно невысокого качества
«Жигулей» российские рынки
захватывают корейские и японские
автофирмы. Вследствие этого
АвтоВАЗ предпринимает
определенные шаги, чтобы
противостоять рыночной
конъюнктуре. В ближайшей
перспективе АвтоВАЗа совместное
производство вместе с компанией
«Адам Опель АГ» новейшей модели
«Опель Астра». В настоящее время
ВАЗ выпускает более 50% общего
количества легковых российских
автомобилей.
В перспективных планах на
2003–2004 гг. предполагается
производство нового семейства
моделей «Калина» в европейском
размерном классе «В». Пока
существуют три модели: ВАЗ-1117
(универсал), ВАЗ-1118 (седан) и
ВАЗ-1119 (хэтчбек).
Предполагается появление и
ВАЗ-1120 (УПВ). Так называемая
платформа семейства «Калина»
унифицирована с «десятым»
семейством, а сама машина будет
лишь немного короче.
Базовым мотором станет
модернизированный 1,6-литровый
агрегат (на блоке цилиндров
мотора ВАЗ-21083).