«ГАЗ», «Горьковский
автомобильный завод» (GAZ),
российская фирма по производству
легковых автомобилей марок
«Волга», «Чайка», а также
грузовиков. Штаб-квартира
находится в Нижнем Новгороде (до
1991 назывался Горький).
ГАЗ — одно из крупнейших
российских (до распада СССР —
советских) предприятий
автомобильной промышленности.
Эмблема завода, принятая в 1950
году, повторяет часть древнего
герба Нижнего Новгорода с
гарцующим оленем. Детали эмблемы
с годами варьировались.
Завод вступил в строй 1 января
1932 и в этом же году с его
конвейера сошел первый
1,5-тонный грузовик ГАЗ-АА и
легковой ГАЗ-А. В довоенные годы
на заводе были созданы две
модели легковых автомобилей:
ГАЗ-1 (в просторечии «эмка») и
«Пикап». В годы Великой
Отечественной войны работа
предприятия целиком подчинялась
нуждам фронта.
После окончания войны на заводе
была налажена работа по созданию
новых моделей легковых
автомобилей. Первой появилась
знаменитая «Победа» ГАЗ-20 (
мощность двигателя 50 л.с.,
скорость 105 км/ч), а также
ГАЗ-12 и ГАЗ-69.
1956 ознаменовал новый этап в
развитии завода — на смену
«Победе» пришла «Волга» ГАЗ-21.
А с 1959 начался выпуск более
современной и комфортабельной
модели «Чайка» ГАЗ-13 с
двигателем мощностью 150 л.с. (в
последующие годы мощность модели
ГАЗ14 достигла 220 л.с.).
В 1969 вместо старой «Волги»
было освоено производство новой
модели ГАЗ-24.
После распада Советского Союза
ГАЗ одним из первых сумел
адаптироваться к новым рыночным
условиям.
В начале 90-х годов была создана
модель 3102, оснащенная
двигателем мощностью 100 л.с., а
в 1997 заводские инженеры,
подвергнув ее конструктивному
обновлению, разработали
современную базовую модель
«Волга-3110» с двигателем
мощностью 100-150 л.с.
Кроме того, в 1997 было
заключено соглашение между ГАЗ и
итальянским концерном ФИАТ о
создании совместного предприятия
под названием «Нижегород-моторс»
по сборке легковых автомобилей
трех фиатовских марок. Из-за
кризиса 1998 ГАЗ, хотя и
приспособился к новым
экономическим условиям намного
лучше большинства российских
автомобильных предприятий, также
столкнулся со сложностями.
В 1999 г. конвейер завода
покинули 125486 легковых
автомобиля. В конце года
появился новый заднеприводный
седан ГАЗ 3111. Автомобиль
создан при тесном сотрудничестве
с американской компанией Venture,
значительно отличается от своих
предшественников. Длина
комфортабельного салона
увеличена на 120мм.
В 2000 и 2001 гг. для сборки
машин введены в строй новые
промышленные мощности, для
создания которых была привлечена
помощь ряда западных компаний и
нескольких десятков фирм из
России и стран СНГ. Вместе с тем
недостаток финансовых средств
заставил отодвинуть сроки
внедрения ряда перспективных
моделей. Все большее число
машинокомплектов отправляются на
дочерние предприятия. Автомобили
с маркой ГАЗ начнут собирать в
Ингушетии, Белоруссии, Украине.
В настоящее время в
производственной программе
автозавода доминирует седан
ГАЗ-3110 и его модификации. На
их долю приходится более 80%
общего выпуска. Архаичные 90- и
100-сильные двигатели семейства
ЗМЗ-402, ведущие свою
родословную с 1958 г, постепенно
уступают место более
совершенному 2,3-литровому
агрегату ЗМЗ-4062.10,
развивающему 145 л.с.