Астон Мартин (Aston Martin) -
легендарная английская компания,
специализирующаяся на выпуске
ультрадорогих спортивных
суперкаров. Является
подразделением концерна Ford
Motor Company. Штаб-квартира
находится в г. Ньюпорт-Пэнелл.
Основоположниками марки Aston
Martin называют Лайонела Мартина
и Роберта Бамфорда, которые в
1914 году в лондонском районе
Кенсингтон построили легкий
спортивный автомобиль с
1.4-литровым двигателем
Coventry-Simples на шасси
итальянского легкового Isotta
Fraschini. За год до этого на
автомобиле «Зингер-10» (Singer)
Мартин одержал победу в местных
гонках на холме Астон Клинтон (Aston
Clinton), и в память об этом
событии новую машину назвали «Астон
Мартин».
В конце 1919 года появилась
вторая модель «Астон Мартин», а
ее производство началось лишь в
январе 1920-го в новой
мастерской на лондонской
Абингтон Роуд.
автомобили Aston Martin
постоянно участвовали в гонках,
благодаря которым компания
набирала спортивный и
технический опыт.
В 1924 году в гонке на Монце
разбился граф Луи Зборовски
оказывавший компании огромную
финансовую помощь и фирму,
стоявшую на грани банкротства
выкупил за 6 тысяч фунтов
стерлингов инженер Ренуик (W.S.
Renwick). Основой для всех
последующих автомобилей «Астон
Мартин» до 1936 года был новый
1,5-литровый мотор с верхним
распределительным валом, которой
разработали Ренуик и его
компаньон итальянец Аугусту
Чезаре Бертелли (Bertelli).
Начало выпуска модели Aston
Martin 11,9 HP происходит в 1926
г.
В гонках "24 часа Ле-Мана"
1934-1936 гг. успех сопутствует
модели Aston-Martin Ulster.
В 1936 г. появляется модель
Speed.
В 1939 году главный инженер
компании Клод Хилл создал
автомобиль Atom , с которого
началась история автомобилей
серии «DB» (аббревиатура
заключала в себе инициалы Дэвида
Брауна). В 1940 году на моторшоу
в Лондоне «Атом» произвел
настоящий фурор. Но война внесла
свои коррективы.
В 1947 компанию «Aston Martin»
выкупает Дэвид Браун (David
Brown) владелец крупной
промышленной компании по
изготовлению тракторов и
сельхозтехники, и в 1948 на
основе «Атома» выпускается
первый DB. В собственность David
Brown так же попала Lagonda,
таким образом, их мотор достался
«Астон Мартину». Всего было
выпущено 15 автомобилей Aston
Martin-Lagonda DB1.
В 1950 состоялся дебют DB-2 с
двигателем 2,6 литра мощностью
105 л.с., удачно участвовавший
во многих соревнованиях для
автомобилей 3-литрового класса.
Особенно примечательна гоночная
модификация «DB-3S» с мотором
мощностью свыше 200 л.с.,
выпускаемая с 1953 по 1956 года.
Это был один из самых (если не
самый) удачных гонщиков «Aston»
. Главные спортивные успехи
выпали на долю специальной
спортивно-гоночной серии «DBR».
Один из DBR-3 в 1959 году
победил в Ле Мане и завоевал
Кубок конструкторов. В те же
годы было построено несколько
гоночных автомобилей формулы 1,
но они не были столь же
удачными, как спортивные.
В 1959 году Aston Martin
представила DB4 с алюминиевым
6-цилиндровым мотором рабочим
объемом 3.7 л с двумя верхними
распределительными валами
мощностью 240 л.с.,
разработанный конструктором
Тадеком Мареком. Обновленный
легкий кузов купе имел более
элегантную и привлекательную
форму. Это был самый удачный
автомобиль категории
гран-туризмо среди британских
автомобилей. Внушительная
четырехместная модель DBS могла
развивать скорость 257 км/ч, что
поставило автомобиль в один ряд
с супермашинами.
В 1959 автомобиль DBR3 одержал
победу на 24-часовых гонках в
Ле-Мане.
Одним из вариантов DB4 стал
спортивно-гоночный Aston Martin
DB-4GT с обтекаемым кузовом
Zagato, который вышел в свет в
1960 году. Всего было выпущено
19 автомобилей этой версии; все
они сохранились до нашего
времени.
В 1963 году было объявлено о
выпуске нового DB5, который
отличался от предшественника
только увеличенным до 4 л
рабочим объемом двигателя
мощностью 282 л.с. Кстати,
наиболее известный из всех
автомобилей Бонда - Aston Martin
DB5 можно видеть в фильмах 'Голдфингер'
и 'Шаровая молния'.
Последовавший за Aston Martin
DB5 в 1965 году 325-сильный DB6
был внешне похож на всех своих
двухместных предшественников, но
вмещал 4 человек. Он относился к
высшему классу и был способен
конкурировать с другими
престижными моделями.
В конце 60-х на его базе
родились более мощные модели DBS
и DBS Vantage c 6-ти цилиндровым
двигателем, к которым позднее
добавились машины с алюминиевым
мотором V-8 в 5340 куб.см,
развивавшем мощность от 340 до
450 л.с.
В 1972 году произошел новый
поворот в истории Aston Martin:
David Brown продала ее фирме
Company Development Ltd.,
поставившей точку на привычном
обозначении моделей «DB».
В этот период компания с трудом
собирала небольшие серии
спортивных автомобилей,
получивших обозначение Vantage
для купе и Volante для
кабриолетов. Все они
предлагались в самых дорогих
исполнениях с прежним
5,3-литровым двигателем V8
мощностью 340 и 390 л.с. На них
появились первые системы прямого
впрыска и американские
автоматические коробки передач.
С 1976 года небольшими сериями
выпускался один из самых
экстравагантных в мире
автомобилей Aston Martin Lagonda
высшего класса с удлиненным
клиновидным капотом, под которым
скрывалась уже известная
«восьмерка» в 390 л.с. вместе с
автоматической коробкой Chrysler.
Этот автомобиль был не по
карману простому обывателю, зато
на Среднем Востоке Lagonda
пользовалась большой
популярностью. Так например,
одними из ее владельцев были
Принц и Принцесса Саудовской
Аравии.
С приходом 80-х годов финансовое
положение Aston Martin еще более
ухудшилось.
В течение 7 лет ее несколько раз
перекупали английские и
американские промышленные и
финансовые группы, но и это не
привело к существенным
изменениям в делах фирмы.
Относительная стабилизация
наступила только в 1987 году,
когда очередным хозяином Aston
Martin стал американский концерн
Ford Motor Company, купивший 75%
акций фирмы.
В 1988 к основной гамме
выпускаемых моделей Vantage и
Volante прибавилось новое купе
Virage, сочетающее в себе дух
моделей прошлых лет, таких как
DB4 вкупе с ультрасовременным
дизайном и великолепным новым
шасси. Virage предложил
автомобилистам более высокие
динамические показатели.
В 90-е годы под опекой Ford
экономическое положение Aston
Martin улучшилось.
В 1993 году публике был
представлен новый спортивный
DB7. Эта модель является одной
из лучших машин компании.
В 90-х годах по-прежнему
актуальны модели Virage, Volante
и Vantage с существенно
переработанным двигателем V8 с 4
клапанами на цилиндр и объемными
нагнетателями, что позволило
поднять его мощность до 557 л.с.
Удачным проектом Aston Martin на
автосалоне в Детройте 1998 стала
новая модель DB7. Свой вклад в
создание автомобиля следующего
тысячелетия, который был назван
"Dream Choice" внес дизайнер Ян
Каллум (Ian Callum). DB7
выпускают в двух вариантах,
ставших уже стандартом для
астонов - Coupe и Volante.
В 1999 на Женевском автосалоне
впервые было показано новое
детище английских дизайнеров -
Vantage Aston Martin DB7. Это
еще один dream-car из модельной
серии DB7. Дизай нового DB7
Vantage был выполнен также Яном
Каллумом.
В 2000 г. владелец Aston Martin
- американский автогигант Ford
официально представил модель
Aston Martin V12 Vanquish,
которая благодаря новому, более
мощному двигателю и
использованию легких материалов
автомобиль обладает потрясающими
ходовыми характеристиками.
Vanquish словно и не машина
вовсе, а какой-то бутик на
Елисейских полях. Не стоит и
говорить, что машина буквально
напичкана всей возможной
электроникой. Вся информация
обрабатывается бортовым
компьютером (который, по словам
инженеров, может выполнять до 2
миллионов команд в секунду),
выводится на дисплей, а самая
важная дублируется голосом.
Предполагается, что ежегодно
английские рабочие будут
собирать около 300 машин, каждую
в ручную и по индивидуальному
заказу, так что одинаковых не
будет.
В 2001 г. компания сообщила о
выпуске четырехтысячного
автомобиля модели Aston Martin
DB7. Им стало купе Vanage,
выкрашенное в серо-зеленый цвет
Galloway Green. Объемы продаж
модели DB7 стали новым рекордом
компании и превышают суммарные
объемы продаж предыдущих
поколений этой модели - DB4, DB5
и DB6. Стоит отметить, что
элитные "Астон Мартины" до сих
пор собираются в четырех
небольших сараях неподалеку от
городка Ньюпорт-Пэгнел в
центральной части Англии.
Этот завод так и не узнал, что
такое конвейер или разделение
труда по Форду. На другом
заводе, где делают Aston Martin
BD, под капотом каждой машины
ставится специальное клеймо: имя
сборщика, или, лучше сказать,
автора.