«Фольксваген АГ» (Volkswagen AG),
немецкий автомобильный концерн.
Производит легковые автомобили,
грузовики, микроавтобусы.
Штаб-квартира находится в
Вольфсбурге.
В 1934 Ferdinand Porsche
(Фердинанд Порше), известный
немецкий конструктор (основатель
всемирно известной немецкой
автомобильной компании Porsche
AG), получил заказ от
национал-социалистического
правительства Германии на
разработку современного
легкового автомобиля.
И уже в 1935 году такой
автомобиль был смонтирован. Он
получил название «Фольксваген»,
что дословно в переводе с
немецкого значит «народный
автомобиль». После двухлетних
испытаний в 1937 была запущена
серия VW30, а к 1938 автомобиль
обрел знакомый многим поколениям
внешний вид. Volkswagen сразу
оценили конструкторы, инженеры и
водители.
О нем заговорили, появились
многочисленные публикации, в
1938 в статье New York Times
Volkswagen окрестили за внешнее
сходство «жуком». Это прозвище
настолько прижилось, что стало
визитной карточкой автомобиля.
Для производства «народного
автомобиля» 26 мая 1938 в городе
Вольфсбурге началось
строительство крупнейшего
европейского автозавода
Volkswagen. Но надвигавшаяся
война помешала наладить выпуск
этого автомобиля. Их была
произведена всего дюжина.
Автомобиль очень нравился
фашистским бонзам. На нем с
удовольствием разъезжал сам
Гитлер.
Во время Второй мировой войны
работы по строительству
Volkswagen были приостановлены,
а недостроенный завод
перепрофилирован на производство
военной продукции.
После окончания войны
предприятие попало под контроль
англичан, в чьей зоне оккупации
находился Вольфсбург. Осенью
1945 английские власти передали
заводу заказ на 20 тысяч
автомобилей. Но только почти
через десять лет началось
серийное производство автомобиля
в его первоначальной
модификации.
В 1947 Volkswagen был выставлен
на экспортной ярмарке в
Ганновере и привлек к себе
большое внимание. Завод получил
первый зарубежный заказ из
Голландии на тысячу автомобилей,
а в 1948 стали поступать заказы
из Швейцарии, Бельгии, Швеции и
других стран.
В январе 1948 сменилось
руководство Volkswagen, его
генеральным директором стал
Генрих Нордхофф, представитель
нового поколения немецких
технократов.
Обновленное руководство состояло
из дипломированных инженеров,
обладавших международным опытом
работы на автозаводах и умевших
нестандартно мыслить. С их
приходом автомобиль был
усовершенствован и
модернизирован.
В 1949 начали выпускаться модели
с новым типом кузова — кабриолет
и лимузин. В серийном
производстве оборудование салона
стало более комфортабельным,
производилась установка частично
синхронизированного двигателя.
Была налажена сеть автосервиса и
технических станций по
обслуживанию автомобиля.
Постоянно велась работа с
западными клиентами. Volkswagen
создал мощную сеть сбыта
автомобилей.
Экспорт автомобиля, получившего
мировую известность, к концу
1948 составил около 50 тысяч
машин, на внутреннем рынке было
продано около 15 тысяч.
К этому времени завод
освободился от союзнического
контроля англичан, и 6 сентября
1949 Volkswagen был полностью
передан Федеративной Республике
Германия.
Начался новый этап развития
завода, который прежде всего был
отмечен интенсивным наращиванием
производства и увеличением
сбыта.
К 1950 было выпущено 100 тысяч
автомобилей, к 1951 — 500 тысяч
машин, а 5 августа 1955
состоялась торжественная
церемония по случаю выпуска
миллионного Volkswagen 2.
Девизом этого времени в жизни
немцев становится популярная
фраза, связанная с Volkswagen, —
«Он член моей семьи».
Проверенная годами надежность и
доступная цена машины усилили
экспортные возможности
автомобиля. Volkswagen продается
уже в 150-ти странах мира.
Появляются дочерние фирмы за
рубежом — в 1953 в Бразилии, в
1956 в ЮАР, в 1957 в Австралии,
в 1964 в Мексике (здесь с 1998
года выпускается «жук», ставший
настоящим хитом сезона у
голливудских звезд) и других
странах.
Первой модификацией стандартного
Volkswagen-1200 в 1955 году
стало спортивное купе
Karmann-Ghia, марка которого
была составлена из названий
создавших его фирм: кузов
проектировала итальянская
компания "Ghia", а собирался он
на немецкой кузовной фирме "Karmann"
в Оснабрюке.
В 1961 году программа
пополнилась новым
Volkswagen-1500 с кузовом седан
и двигателем увеличенного
рабочего объема, на базе
которого выпускались очередные
исполнения купе и кабриолета
Karmann-Ghia.
В 1965 году Volkswagen выкупила
у компании "Даймлер-Бенц" фирму
Audi, создав концерн
Volkswagen-Audi, известный под
аббревиатурой VAG. Позднее в
него вошли испанская фирма Сеат
(SEAT) и чешский завод "Шкода" (Skoda).
В настоящее время «Audi AG» —
дочерняя компания концерна «Volkswagen»,
которой предоставлена полная
самостоятельность.
Первым результатом объединения в
1968 году стал VW-411 с
двигателем воздушного охлаждения
рабочим объемом 1679 куб.см..
Модель весьма сдержанно была
принята покупателями.
В 1969 году, после присоединения
фирмы НСУ, появился первый
Volkswagen с передними ведущими
колесами, получивший индекс
"К-70". Его можно было
приобрести с двигателями рабочим
объемом 1594 или 1795 куб.см. В
1969-1975 годах при
сотрудничестве с фирмой Porsche
выпускались спортивные
автомобили
Volkswagen-Porsche-914" с 4- и
6-цилиндровыми двигателями в
1679 и 1991 куб.см.
В 1970 году появился VW-181 с
утилитарным открытым кузовом,
напоминавший армейские машины
военного времени. Его развитием
в 1979 году стал легкий
полноприводный армейский
автомобиль lltis.
Родоначальником нового поколения
Volkswagen считается
переднеприводный Passat,
выпущенный в 1973 году.
Он предлагался в многочисленных
вариантах с двигателями рабочим
объемом от 1297 до 1588 куб.см.
На следующий год появился
спортивный Scirocco с 3-дверным
кузовом купе и моторами объемом
от 1093 до 1588 куб.см., а также
компактный 3- и 5-дверный
хэтчбек Golf. За первые 30
месяцев выпуска с конвейера
сошел 1 миллион машин Golf,
превратив Volkswagen в одного из
крупнейших изготовителей
автомобилей в Европе. В 1979
году появился кабриолет Golf,
неизменно пользовавшийся высоким
спросом.
Модель Golf I, появившаяся в
1974, оказалась наиболее
удачной: современная,
экономичная, надежная, именно
такая модель могла расшевелить
международный рынок. Golf
ознаменовал собой новый этап
конкуренции в производстве
класса компактных автомобилей,
которые стали почти официально
называться «гольф-классом».
Если за время разработки новых
моделей в 1973-1974 убытки
концерна превысили 800 миллионов
немецких марок, то уже в 1975 за
счет большого спроса на них
удалось покрыть все затраты.
Всего через 3 года после запуска
Golf I был произведен миллионный
автомобиль этой марки.
В 1983 увидел свет Golf II, а
восемь лет спустя, в 1991,
дебютировал Golf III, который,
как и предыдущие модели,
поддержал высокую репутацию Golf
. За двадцать три года с начала
выпуска было выпущено 17
миллионов Golf трех поколений. В
1995-1996 Golf III лидировал по
числу продаж в Европе.
В 1997 состоялся дебют нового
Golf IV, только в первые дни
после которого было принято
более 60 тысяч заказов.