Cadillac Motor Car Division -
отделение концерна General
Motors, специализирующееся на
выпуске легковых аVтомобилей
класса «люкс». Штаб-квартира
находится в Детройте (штат
Мичиган).
Основатели компании - инженер по
точным машинам Генрих Леланд и
предприниматель Уильям Мерфи.
Изначально компания называлась
Cadillac Motor Car Company – в
честь основателя Детройта
Антуана де ла Мотта Кадиллака, и
была фактически возрождена из
почти обанкротившейся
«Автомобильной компании
Детройта».
В январе 1903 года первый
Кадиллак модели А появился на
аVтомобильном выставке в
Нью-Йорке.
Модель А была только первой
удачной попыткой компании,
настоящую же известность ей
принесла модель D выпуска 1905
года. Снабженный
четырехцилиндровым двигателем,
этот пятиместный аVтомобиль имел
деревянный корпус и, по выбору,
алюминиевую обшивку.
29 июля 1909 года General Motors
приобрел Cadillac за 5,969,200
долларов. Президент GM Вильям
Дюрант попросил Леландов
остаться менеджерами и управлять
компанией как своей собственной.
Серийное производство полностью
закрытых корпусов аVтомобилей
налажено в 1910 году. В 1912
году полезным новшеством стал
предложенный электрический
стартер. Владельцам аVтомобилей
больше не приходилось заводить
их вручную, вращая приводную
ручку. Кадиллак выигрывает приз
Dewar за электрическую систему
освещения и зажигания.
В 1922 году количество
выпускаемых Кадиллаков превысило
двадцать тысяч. Частично такой
успешной продаже компания
обязана новой модели Type 61,
оснащенной дворниками и зеркалом
заднего вида в стандартной
комплектации.
Новая эра в аVтомобильном
дизайне "Ревущих двадцатых" была
связана с Гарлеем Эрлом,
основавшим в 1927 году первое
художественно-дизайнерское
отделение при аVтомобильной
компании, названное General
Motors Art and Colour Section.
Именно он сделал известную всем
решетку радиатора, которая по
сей день является визитной
карточкой аVтомобилей Cadillac .
Первой работой Эрла в Cadillac
стала модель небольшого изящного
аVтомобиля LaSalle, который
представлял собой переходное
звено между Бьюиком и Кадиллаком
и рекламировался как Companion
Car to Cadillac .
В 1927 году Cadillac LaSalle
стал аVтомобилем, открывающим
гонку Indianapolis 500. Тогда
Кадиллак в первый выступил в
этой роли, но, конечно же, не в
последний. Автомобили LaSalle
еще пять раз вели гонки: в 1931
(модель Кадиллака 370 V12), 1934
(LaSalle), 1937 (LaSalle), 1973
(Eldorado) и в 1992 (Allante).
В первый год выпуска LaSalle
представил одиннадцать различных
по стилю кузовов на двух
колесных базах, а также четыре
дизайна Fleetwood на
125-дюймовой базе. У
двухместного закрытого купе
LaSalle была даже маленькая
дверка сбоку и отделение, где
хранились принадлежности для
игры в гольф.
Cadillac тридцатых стали
воплощением роскоши и
технического совершенства. С
выпуском двигателей V12 и V16
компания стала безусловным
лидером аVтомобильной
промышленности Америки. Самые
известные модели Cadillac
оснащались двигателями V16,
сконструированными Оуэном
Некером.
В это десятилетие Кадиллак был
пионером самых разных
технических изобретений и
открытий.
В 1932 году началась работа над
автоматической коробкой передач.
В 1933 на экспериментальной
модели Кадиллака появилась
первая независимая подвеска
передних колес. Она стала
стандартной на всех аVтомобилях
GM начиная с 1934 года.
В 1938 году 24-летний Билл
Митчелл сконструировал новый
Cadillac 60 Special.
Автомобиль совмещал солидный вид
с простотой вождения и
удобствами, позволявшими
владельцу управлять им без
помощи профессионального шофера.
Эта модель определила
дизайнерские направления
следующего десятилетия.
В 1941году Cadillac впервые
представил автоматическую
гидравлическую трансмиссию,
систему кондиционирования и
крышку топливного бака,
спрятанную за задним левым
световым сигналом.
В феврале 1942 компания
полностью прекратила выпуск
гражданских моделей и бросила
все силы на помощь фронту. Уже
через 55 дней с конвейера завода
Clark Avenue в Детройте сошел
первый танк. В годы войны было
также налажено производство
платформ для гаубиц М-8, легких
танков М-24 (1944 г.) и деталей
для авиационного двигателя
Allison V12. Даже генерал Дуглас
Мак Артур использовал в качестве
служебного аVтомобиля Кадиллак
Series 75.
После войны компания Кадиллак с
новой силой взялась за
производство аVтомобилей. У
моделей 1948 года появились
аэродинамические "плавники" на
задних крыльях, подсмотренные у
боевого самолета Lockheed P-38.
Эта дизайнерская находка вызвала
всеобщий восторг.
Аэродинамические плавники
определили тенденцию развития
аVтомобильного дизайна на целое
десятилетие.
В 1949 году Кадиллак выпустил
уже компактный, легкий и
экономичный двигатель V8,
благодаря которому, Кадиллак
стал самым быстрым и мощным
аVтомобилем Америки. В
завершении десятилетия Бригз
Кунингхэм пришел к финишу гонок
LeMans десятым на стандартном
Кадиллаке 1950 года.
В 1949 выпущено купе DeVille с
жестким верхом. Оно завоевало
первую награду "Автомобиль года"
Motor Trend.
В январе 1950 компания GM
проводит выставку "Mid Century
Motorama" в нью-йоркском отеле
Waldorf Astoria. Среди
представленных на ней
аVтомобилей был и Кадиллак
Debutante, создание которого
вдохновила театральная
постановка "Кадиллак из чистого
золота". Компания ознаменовала
свое пятидесятилетие выпуском
моделей "золотой серии" в 1952
году. Технической новинкой этого
года стало рулевое управление с
усилителем как стандартное
оборудование аVтомобилей.
В 1953 году появилась модель
Eldorado, первый со времен войны
полностью новый аVтомобиль
высшего класса. Попытки
усовершенствовать дизайн
Eldorado принесли свои плоды - в
1954 году появился новый бампер
с характерными "клыками" Dagmar,
названный в честь блистательного
персонажа телевизионного шоу "Jerry
Lester's House Party". В тот же
год началось производство
сидений с электрической
регулировкой по 4 направлениям.
Модель 1957 года Eldorado
Brougham стала олицетворением
стиля Кадиллак. Для нее были
характерны сдвоенные фары и
конструкция кузова без
центральной стойки. Полированая
крыша из нержавеющей стали
придавала Eldorado Brougham
неповторимый вид.
Кадиллак 1959, сконструированный
Гарлеем Эрлом, стал лучшей
интерпретацией "самолетного"
стиля в аVтомобилестроении. Этот
аVтомобиль был предметом
культового преклонения не одного
поколения американцев.
В течение 1964 года закрылки -
дерзкая находка дизайнеров -
были усовершенствованы. В этот
год Кадиллак выпускает
трехмиллионный аVтомобиль. В
следующие десять лет список
новых изобретений и дизайнерских
идей значительно пополнился.
В 1962 большое внимание уделяли
элементам безопасности, например
фарам подсветки при повороте и
тормозной системе с двойной
цепью. Особенностью модели 1964
стал также автоматический
регулятор температуры воздуха,
как для кондиционирования, так и
обогрева. С расчетом на холодный
климат выпускаются электрически
обогреваемые сидения (на
аVтомобилях 1966 года).
В 1967 Кадиллак выпускает в свет
радикально новую модель Eldorado
с приводом на передние колеса.
Этот эксклюзивный аVтомобиль
высшего класса был построен на
полностью новом шасси.
Исключительные ходовые качества
обеспечивал двигатель объемом
427 дюймов (1968 год) и
500-дюймовый V8 (1970 года).
Появляется транзисторная
тормозная система Track Master,
обеспечивавшая контроль над
проскальзыванием. В журнальных
обозрениях Кадиллак назван
"самым удобным и легким в
управлении" аVтомобилем среди
дорогих марок германского,
британского и американского
производства.
Свое 70-летие в 1972 году
Кадиллак встретил большим
количеством дизайнерских
новинок. Конструкция аVтомобилей
также получила развитие и
совершенствование - были введены
абсорбирующая сминающаяся зона
кузова и надувные подушки
безопасности на моделях 1974,
1975 и 1976 годов.
В июле 1973 был выпущен
пятимиллионный Кадиллак.
Ежегодное производство
составляло более 300,000
аVтомобилей.
В мае 1975 года Кадиллак
выпустил новый Seville,
соответствующий мировым
стандартам. Боле компактный и
маневренный, этот аVтомобиль был
весьма просторным внутри и
отличался лучшей топливной
экономичностью. В стандартную
комплектацию Seville входила
система впрыска и электронного
управления двигателем.
В дни празднования двухсотлетия
Америки Кадиллак представил
юбилейную модель Eldorado c
откидным верхом. Автомобиль 1976
года был выкрашен в цвета
американского флага: весь белый
с синими и красными полосами,
красно-белыми кожаными сидениями
и дисками колес с белыми
вставками.
Полностью обновленный Seville
1980 года отличался острыми
гранями и эффектным дизайном,
делавшим его непохожим ни на
одну машину Америки. Впервые
также Seville был сделан на базе
одной платформы с Eldorado.
Джон О. Греттенбергер возглавил
Кадиллак 10 января 1984 года. Он
дольше всех руководил компанией
- 13 лет.
Двухдверный Allante 1987 года
стал уникальным аVтомобилем по
многим показателям. Его кузов
был разработан и производился
итальянской фирмой Pininfarina (Turin,
Italy). На этой модели были
впервые применены многие
технические новшества Кадиллак,
включая систему Traction Control
и двигатель Northstar.
В конце десятилетия свет увидели
изящные модели DeVille 1989 и
Fleetwood, воплотившие в себе
все усилия дизайнеров и
стилистов компании.
В 1990 году компании была
присуждена награда за качество
Malcolm Baldrige National
Quality Award. Кадиллак стал
первой аVтомобильной компанией,
получившей национальную премию
Baldrige, и до 1997 года
оставался единственным
производителем аVтомобилей,
удостоенным такой оценки.
В 1992 году претерпевшие
значительные изменения Eldorado
и Seville получили всемирное
признание. Наряду с другими
наградами Seville получил приз
"Автомобиль года" журнала Motor
Trend. Спустя год Seville
поднялся еще на одну ступень,
получив двигатель Northstar.
Признанный лидер, система
Northstar обеспечивает водителям
непревзойденный уровень ходовых
качеств, управляемости и
надежности.
В 1993 году был полностью
изменен внешний вид модели
Fleetwood Brougham. Кадиллак
продолжил славную традицию быть
излюбленной базой для
стретч-лимузинов, включая
аVтомобили для американских
президентов.
В 1996 году мощность двигателя
Northstar была увеличена до 300
лошадиных сил (на аVтомобилях
DeVille Concours, Eldorado
Touring Coupe, Seville STS).
В 1997 году на моделях Seville
STS, Eldorado Touring Coupe и
DeVille Concours появляется
эксклюзивная система
безопасности StabiliTrack. В
добавлении к этому Кадиллак
меняет дизайн аVтомобиля DeVille,
вводя новую модификацию -
d'Elegance. Это новое детище
Кадиллака соединило в себе
особый американский шик с
современным техническим
оснащением и высоким уровнем
комфорта. Во всех аVтомобилях
DeVille появились боковые
подушки безопасности. Кадиллак
Catera - самая маленькая модель
высшего класса, был также
выпущен в 1997 году.
Основная новинка 1998 -
полноприводный внедорожник
Escalade, призванный
конкурировать с Lincoln
Navigator.
По итогам 2001 года модель
Catera заменил новый небольшой
седан CTS. Премьера этого
"компактного" спортивного седана
2002 модельного года остоялась
на автосалоне во
Франкфурте-на-Майне.
В 2001 модельном году программа
обновлена за счет нового
внедорожника Escalade II
поколения. 2-дверное купе
Eldorado в конце апреля 2002
было снято с производства из-за
малого спроса.
Компания Кадиллак продолжает
давние традиции и по-прежнему
включает характерные черты всех
Кадиллаков: высокую надежность,
новейшие технологии и
исключительный внешний вид.
Осенью 2003 года стартует
программа радикального
обновления и расширения
модельного ряда Cadillac .
В 2004 появятся сразу три
новинки: спортивный двухместный
родстер XLR, полноприводный
спортивный универсал SRX и
удлиненный внедорожник Escalade
ESV, унифицированный с Chevrolet
Suburban.
В 2005 м.г. дебютирует новый
седан STS классической
компоновки.