Начало истории компании BMW в
качестве автопроизводитя связано
с 1928 годом, когда в Германии
существовало 25 фирм,
выпускавших транспортные
средства. Только семерым удалось
дожить до сегодняшних дней.
Среди них - самые удачливые и
опытные, те, кому удалось
пережить две мировых войны и все
послевоенные кризисы.
На пути к рубежу двух
тысячелетий компании BMW
приходилось выпускать
практически все: от кухонных
принадлежностей до
авиадвигателей, с которыми
связан один из кризисов в
деятельности знаменитого
производителя транспортных
средств. Выживание во многих
сложных ситуациях было очень
нелегким, но тем не менее
сегодня BMW наравне с Porsche и
Daimler-Benz символизирует
высококачественную продукцию
немецкой автомобильной
промышленности.
Точная дата появления и момент
основания компании и сегодня
является предметом споров между
автомобильными историками. А все
потому, что официально
промышленная компания BMW была
зарегистрирована 20 июля 1917
года, но задолго до этого в том
же городе Мюнхене существовало
много фирм и объединений, также
занимавшихся разработкой и
выпуском самолетных двигателей.
Поэтому, чтобы окончательно
увидеть "корни" BMW, необходимо
перенестись в прошлый век, на
территорию существовавшей не так
давно ГДР. Именно там 3 декабря
1886 года была "засвечена"
причастность сегодняшней BMW к
автомобильному делу, и именно
там, в городе Айзенахе, в период
с 1928 по 1939 гг. находилась
штаб-квартира фирмы.
Одна из местных
достопримечательностей Айзенаха
стала поводом для появления
названия первой машины ("Вартбург"),
увидившей свет в 1898 году после
создания фирмой целого ряда 3- и
4-колесных прототипов. "Вартбурги"-первенцы
представляли собой самую что ни
на есть безлошадную повозку,
оснащенную 0,5-литровым мотором
мощностью 3,5 л.с.
На присутствие передней и задней
подвесок не было никаких
намеков. Такая максимально
упрощенная конструкция стала
хорошим стимулом для более
прогрессивной работы местных
инженеров и конструкторов,
которые уже через год создали
машину, разгонявшуюся до 60
км/ч. Более того, в 1902 году
появился "Вартбург" с
3,1-литровым мотором и
5-ступенчатой коробкой передач,
которых хватило для того, чтобы
выиграть в том же году гонку во
Франкфурте.
Очень важным моментом в истории
компании BMW и завода в Айзенахе
стал 1904 год, когда на
Франкфуртском мотор-шоу были
выставлены машины под названием
"Дикси", свидетельствовавшие о
хорошем развитии предприятия и
новом уровне производства. Всего
их было две модели - "S6" и
"S12", цифры в обозначении
которых указывали на количество
лошадиных сил. (К слову, модель
"S12" не снималась с
производства вплоть до 1925
года.)
В начале 20-х годов в истории
BMW появились два влиятельных
бизнесмена - Готаер и Шапиро, к
которым и отошла компания,
падавшая в пропасть долгов и
убытков.
Основной причиной кризиса была
неразвитость собственного
автомобильного производства,
наравне с которым предприятие,
кстати, занималось выпуском
авиадвигателей. А так как
последние, в отличие от
автомобилей, приносили основную
часть средств для существования
и развития, BMW оказалась в
незавидном положении.
"Лекарство" придумал Шапиро,
который был на короткой ноге с
английским автопромышленником
Хербертом Остином и смог
договориться с ним о начале
массового производства "Остинов"
в Айзенахе.
Причем выпуск этих машин был
поставлен на конвейер, чем к
тому времени, кроме BMW, мог
похвастать только Daimler-Benz.
Первые 100 лицензионных "Остинов",
пользовавшихся неимоверным
успехом в Британии, сошли с
конвейера в Германии с правым
рулем, что было для немцев в
новинку.
Позднее конструкция машины была
изменена в соответствии с
местными требованиями, и машины
выпускались под названием "Дикси".
К 1928 году было изготовлено
более 15.000 "Дикси" (читай - "Остинов"),
которые сыграли решающую роль в
возрождении BMW. Впервые это
стало заметно в 1925 году, когда
Шапиро заинтересовался
возможностью производства
автомобилей своей собственной
конструкции и начал вести
переговоры с известным
конструктором и дизайнером
Вунибальдом Каммом. В итоге
договоренность была достигнута,
и еще один талантливый человек
оказался причастным к развитию
ныне известной автомобильной
марки.
Камм на протяжении нескольких
лет занимался разработкой новых
узлов и агрегатов для BMW.
Тем временем положительно для
BMW решался вопрос об
утверждении фирменной торговой
марки. "Дикси" в различных
вариациях все еще находились в
производстве и продолжали
расходиться среди немцев.
Постепенно они модернизировались
и улучшались, наряду с чем очень
важным и далеко не техническим
стало изменение, произошедшее 16
ноября 1928 года.
С этого дня "Дикси" перестала
существовать как торговая марка
- она была заменена на "BMW".
Исходя из того, что Daimler-Benz
и BMW выпускали схожие
автомобили, а в составе
руководства компаний зачастую
находились одни и те же люди,
возникли шансы на сотрудничество
двух фирм. И действительно, было
достигнуто соглашение о выпуске
автомобилей "BMW" с кузовами от
Daimler-Benz.
На 1 апреля 1932 года была
намечена премьера первого
"настоящего" "BMW", который
впоследствии заслужил признание
автомобильной прессы и стал
отправной точкой для выпуска
машины собственной конструкции.
Это же авто при полученном со
стороны и хорошо продуманном
кузове представляло собой
совмещение новых идей и
разработок с уже хорошо
известными и применявшимися на
моделях "Дикси". Мощность мотора
составляла 20 л.с., которых
вполне хватало, чтобы ездить со
скоростью 80 км/ч.
Очень удачной разработкой была
четырехступенчатая коробка
передач, не предлагавшаяся
больше ни на одной модели вплоть
до 1934 года.
Сегодня компания BMW предлагает
в каждой серии различные
варианты силовых агрегатов,
среди которых обязательно
присутствует шестицилиндровый.
Это воспринимается как абсолютно
нормальное и привычное явление.
Тогда же, в 1933-м, появление
шестицилиндрового мотора на
модели "BMW-303", дебютировавшей
на Берлинской автомобильной
выставке, стало настоящей
сенсацией.
Эта рядная "шестерка" с рабочим
объемом 1,2 л позволяла машине
передвигаться со скоростью 90
км/ч и стала основой для многих
последующих спортивных проектов
BMW. Более того, она была
применена на новой модели "303",
ставшей первой в истории
компании, на которой была
установлена решетка радиатора с
фирменным дизайном, выражавшемся
в наличии двух вытянутых овалов.
"303-я" модель была
спроектирована на заводе в
Айзенахе и отличалась прежде
всего трубчатой рамой,
независимой передней подвеской и
хорошими характеристиками
управляемости, напоминавшими
спортивные.
"BMW-303" отлично подходил для
активно строившихся тогда в
Германии "автобанов". Сразу
после представления на ней был
совершен пробег по территории
всей страны, и в данной акции
машина зарекомендовала себя
только с хорошей стороны. Люди
были готовы платить за это авто
установленную производителем
цену. Причем обеспеченные
поклонники BMW выбирали "303-ю"
модель со спортивным двухместным
кузовом родстер.
За два года производства
"BMW-303" компании удалось
продать 2300 таких машин, за
которыми, кстати, позже
последовали их "собратья",
отличавшиеся более мощными
моторами и другими цифровыми
обозначениями: "309" и "315".
Собственно, они и стали первыми
образцами для логического
развития системы обозначения
моделей компании BMW. На примере
этих машин отметим, что цифра
"3" обозначала серию, а 0.9 и
1.5 - рабочий объем двигателей.
Появившаяся тогда система
обозначений успешно существует и
по сей день, с той лишь
разницей, что она пополнилась
такими цифрами, как "520",
"524", "635", "740", "850" и
т.д.
Наряду со всеми предыдущими
автомобилями просто шикарно
выглядела модель "326",
появившаяся на Берлинской
автомобильной выставке в 1936
году. Эта четырехдверная машина
была далека от мира спорта, а ее
закругленный дизайн уже тогда
принадлежал к направлению,
которое вступило в силу в 50-х
годах.
Открытый верх, хорошее качество,
шикарный салон и большое
количество новых изменений и
дополнений поставили "326-ю"
модель в один ряд с автомобилями
Mercedes-Benz, покупатели
которых были весьма
обеспеченными людьми.