На малазийской выставке Россия
продала вооружений на миллиард
долларов. Этим успехом она
обязана фактическому эмбарго
европейских и американских
производителей на поставки в ряд
стран Азии и разворачивающейся в
этом регионе гонке вооружений
Проходившая в начале октября на
малазийском острове Лангкави
Седьмая Международная выставка
авиакосмической и морской
техники LIMA-2003 стала
триумфальной для наших
оборонщиков.
Прислав в Малайзию самую
многочисленную делегацию более
чем из тысячи специалистов,
представляющих три десятка
предприятий отечественного ВПК,
Россия договорилась о продаже
ряду азиатских стран нашей
военной техники на сумму почти в
1 млрд долларов. Это рекордный
показатель эффективности участия
нашей страны в подобных смотрах.
Причина
успеха
Несмотря на то что малазийская
выставка вооружений считается
крупнейшей во всем
Азиатско-Тихоокеанском регионе,
в последние несколько лет
количество ее участников и
посетителей постоянно
сокращается. В нынешнем показе
было представлено чуть более 800
компаний из 21 страны. За все
время работы салона его посетило
немногим более 100 тысяч
человек. Это почти в полтора
раза меньше, чем на предыдущем
смотре в 2001 году.
Падение интереса к LIMA эксперты
объясняют в основном
политическими причинами. Прошлый
салон в Лангкави большинство
руководителей американских
корпораций бойкотировали из-за
терактов 11 сентября, мотивируя
это неоднозначной реакцией на
происшедшее мусульманского
сообщества Малайзии.
Между тем именно в 2001 году
руководство Малайзии решало,
кому отдать победу в тендере на
закупку 18 истребителей
стоимостью почти 1,5 млрд
долларов. Тогда американцы на
выставку не приехали, а контракт
достался АВПК «Сухой» и
корпорации «Иркут». Сейчас
ситуация повторилась.
Предельно жесткое выступление
премьер-министра Малайзии
Махатхира Мохаммада на
Генассамблее ООН за два дня до
начала выставки, в котором он
раскритиковал США и их союзников
за оккупацию Афганистана, войну
в Ираке и поддержку Израиля в
конфликте с администрацией
Палестины, не могло не сказаться
на отношении западных корпораций
к LIMA.
Подавляющее большинство
европейцев выставлялись в
Лангкави в предельно сокращенном
формате.
Делегации EADS, Alenia, Dassault,
Finmeccanica, FiatAvio и других
европейских грандов в лучшем
случае возглавляли
вице-президенты по продажам. При
этом ни одна из этих корпораций
не представила на салоне ни
одного боевого истребителя, не
считая пассажирского самолета
бизнес-класса Falcon, к которому
европейские умельцы прикрепили
управляемые ракеты воздух-воздух
и высокоточные бомбы.
А израильские IAI и Elbit и
американские Lockheed Martin и
Northrop Grumman вообще
отказались от участия в
выставке. Исключением среди
американцев стала корпорации
Boeing, которая привезла в
Лангкави свои F-16 и F/A−18
Super Hornet для участия в
показательных полетах.
Руководство Boeing рассчитывало
подписать на выставке контракт с
минобороны Малайзии на продажу
двенадцати истребителей F/A-18,
но вместо контракта
довольствовалось лишь обещанием
Махатхира Мохаммада закупить
американские самолеты
когда-нибудь в будущем.
По мнению замдиректора Центра
АСТ Константина Макиенко,
заключения контракта с Boeing
можно ожидать не ранее 2006
года. «Малайзия, уже заключившая
в последние годы ряд крупных
контрактов на несколько
миллиардов долларов, в ближайшее
время будет вынуждена взять
паузу в закупках вооружений», —
считает г-н Макиенко. Впрочем, к
России это, похоже, не
относится.
Открывая LIMA-2003 Махатхир
Мохаммад заявил: «Россия —
ключевой участник выставки, и мы
надеемся, что контакты в сфере
ВТС между Куала-Лумпуром и
Москвой будут расширяться».
А посол Малайзии в России
Камаруддин бин Мустафа,
конкретизируя заявления
премьера, сообщил, что
малазийские военные помимо
истребителей проявляют большой
интерес к боевым вертолетам и
сухопутным системам вооружений
российского производства.
Наш плацдарм в Юго-Восточной
Азии
Но есть и еще одна причина, о
которой ни руководители
российских оборонных компаний,
ни азиатские политики вслух
предпочитают не говорить.Это
растущая военная мощь Китая.
Не секрет, что внутри
экономического блока АСЕАН
существует группа стран во главе
с Вьетнамом и Малайзией,
считающих Китай своим
потенциальным военным
противником. У Вьетнама с Китаем
существуют взаимные
территориальные претензии по
поводу принадлежности
Парасельских островов.
А китайская община в Малайзии,
составляющая около 20% населения
страны, постоянно конфликтует с
коренными жителями, что, по
мнению экспертов, в итоге может
стать причиной открытого
военного противостояния Китая и
Малайзии. Поэтому, что бы ни
говорил малазийский премьер о
пиратстве и терроризме, понятно,
что для борьбы с этим злом
эскадрилья Су-30МКМ не нужна. А
вот для сдерживания Китая она
подойдет как нельзя лучше.
Косвенно это дал понять министр
обороны Малайзии Наджиб Разак,
заявивший, что 18 российских
истребителей Су-30МКМ будут
размещаться на базе малазийских
королевских ВВС Гонг-Кедак на
севере страны, откуда они могут
достичь любой точки
Юго-Восточной Азии.
К 2007−2008 годам на вооружении
Народно-освободительной армии
Китая будет состоять около 350
российских истребителей
семейства Су-27/Су−30. И столько
же машин четвертого поколения
будет у Малайзии, Индонезии,
Вьетнама и Индии вместе взятых.
Однако, по мнению Константина
Макиенко, Китай продолжит
наращивание своей истребительной
авиационной группировки и после
2008 года. Г-н Макиенко
полагает, что в обозримой
перспективе Китай может закупить
у нас еще 24 истребителя Су-30.
Это, в свою очередь, приведет к
ответным закупкам нашей военной
техники другими азиатскими
странами.