Почему, почемучка, pochemu
po4emu.ru
Главная страница
Контакты
Добавить в избранное

PO4EMU.RU / Разное / ПОЧЕМУ...

Разное > Прочее > Все то, что не вошло в разделы

  Почему столичные автозаправки по несколько раз меняют названия и фирменную раскраску?

О столкновении интересов независимых торговцев бензином и вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) написаны тома. Первые обвиняют вторых в монополизме, вторые же намекают, что “независимые” торгуют “левым” бензином.

Прослойка джобберов-франчайзи, то есть независимых бензоторговцев, работающих под вывеской и по правилам ВИНК, казалось бы, не должна мешать ни тем ни другим. Однако мешает. ВИНК все настойчивее стараются убрать собственных джобберов со столичного топливного рынка вместе с “настоящими независимыми”.

ДЕРЖАТЬ МАРКУ

С московскими АЗС, на вывесках которых красовались надписи “Тюменская нефтяная компания” и “Сибнефть”, в прошлом году стали происходить странные вещи. Например, многие сине-белые заправки по всей Москве вдруг утратили логотип “ТНК” и приобрели вместо него большую литеру “М” с пояснением “Топливная компания "Маршрут"”. Затем эти вывески исчезли, а буквы ТНК вернулись.

Тем временем в название АЗС “Сибнефть” на повороте с Пятницкого шоссе на Зеленоград вкрались три лишние буквы: заправка стала называться “Сибирьнефть”, сохранив при этом фирменную раскраску компании (тогда еще) Романа Абрамовича. Оба эпизода стали отражением общей тенденции: крупные нефтяные компании забирают розничную торговлю топливом в Москве в свои руки. Если в 2003 г. ВИНК принадлежало 56% заправок из числа тех, которым они поставляют свой бензин, то сейчас — уже 75%.

Всего под брендом “Тюменская нефтяная компания” в Москве и области работают около 200 автозаправочных станций.

До прошлого года так работала и компания “Делькар”, которой принадлежало 24 заправки (примерно 3% рынка), но затем она из джобберской программы ТНК-BP вышла, соответственно сменив бренд ТНК на собственный — “Маршрут”. Однако независимое существование сети продлилось недолго. Заправки вскоре перешли в собственность группы “Магистраль” (шесть компаний, действующих на топливном и строительном рынках). По словам источника в “Магистрали”, это было слияние, и владельцы “Маршрута” получили небольшую долю в “Магистрали”.

Поскольку она является джоббером ТНК, на бывшие заправки “Делькара” вернулась вывеска нефтяной компании.

Кому принадлежит “Магистраль”, выяснить доподлинно не удалось — владельцы спрятаны за ничего не говорящими названиями мелких фирм.

Важнее другое. “Магистраль”, как рассказал первый замгендиректора компании “Магистраль-ТК” Леонид Ярышев, — не просто джоббер, а оператор джобберской программы ТНК, имеющий право нанимать джобберов от ее имени. Почти все топливо ТНК в Москве реализуется через “Магистраль”. Зачем нужен такой посредник нефтекомпании, особенно если она не владеет крупной долей в его капитале, в самой ТНК пояснить отказались.

Как бы то ни было, “Магистраль” проводит на столичном топливном рынке политику ТНК и, в частности, следит за тем, чтобы другие ее джобберы не покупали бензин у конкурентов. “По условиям договора, топливо, которое продается на станциях под маркой ТНК, — только с заводов ТНК. Если франчайзи мешает топливо, покупая где-то на стороне, у него есть все шансы распрощаться с цветами ТНК”, — подтверждает Ярышев.

Переход на условия франчайзинга был выгоден владельцам независимых розничных сетей в конце 1990-х, когда с поставками бензина случались перебои. Работая под крышей крупной нефтяной компании, независимые сети получали не только раскрученный бренд, но и гарантированные поставки топлива.

Сейчас — это признают и в самой “Магистрали” — топливо ТНК в опте дорогое и искушение взять бензин на стороне велико. Хотя джобберы и так неплохо зарабатывают. Сейчас у “Магистрали-ТК” стоимость бензина Аи-92, к примеру, составляет 17 500 руб. за 1 т, то есть примерно 13,5 руб. за 1 л. На московских заправках, принадлежащих “Магистрали”, литр Аи-92 продается сегодня в среднем по 17,6 руб. Собственные издержки джобберов, по словам специалистов из нефтяных компаний, составляют примерно 2 руб. на 1 л топлива. Таким образом, маржа джоббера ТНК примерно равна 15%. Стремление нефтекомпаний забрать ее себе в общем можно понять.

СТЕРЕЧЬ ИМУЩЕСТВО

Зачем вообще нужны нефтяным компаниям джобберские программы, ведь они могли бы и сами получать доход, который идет в карман франчайзи? Средняя заправка стоит $1,5-2 млн, и любой нефтекомпании из первой десятки, казалось бы, по карману приобрести в Москве сотню АЗС и торговать без посредников.

Однако не все так просто. В конце 1990-х, когда вовсю шла борьба за укрупнение и поглощение добывающих активов, отвлекаться на такую “мелочь”, как строительство заправок, нефтяные компании не имели ни времени, ни средств (к тому же мировые цены на нефть были существенно ниже). Но сейчас, как отмечает исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко, джобберские программы сворачиваются.

Например, в прошлом году приостановила свою джобберскую программу “Сибнефть”. В самой нефтекомпании решение объясняют несовершенством российского законодательства о защите прав на торговые знаки. Два года назад “Сибнефть” начала судебную войну со своим бывшим джоббером — компанией “Нефтьторгсервис”, с которой ранее был разорван контракт.

“Сибнефть” не устроило то, что после прекращения отношений заправки бывшего партнера лишь немного видоизменили цвета и бренд (превратившийся в ту самую “Сибирьнефть”). В судах победа осталась за нефтяниками, тем не менее внешне на заправках “Сибирьнефти” ничего не изменилось.

Наученные этим опытом сибнефтевцы сделали ставку на развитие собственной сети АЗС.

Свидетельство тому — недавнее решение компании приобрести независимую сеть заправок EPetrol. Правда, собственник нефтекомпании “Газпром” на днях принял решение упразднить сам бренд “Сибнефть” (компанию переименуют в “Газпромнефть”), но для фирменной розницы это скорее плюс: после ребрендинга сходство до степени смешения с “Сибирьнефтью” наверняка исчезнет.

Второе основание для свертывания джобберских программ близко к тому, о чем говорил Ярышев из “Магистрали”. Розница — сектор, где репутация торговой марки имеет важнейшее значение, поэтому главный предмет столкновений владельцев бренда и франчайзи — возможность использования “левого” топлива. Если у джоббера есть возможность купить бензин низкого качества, но дешевле, то, каким бы добросовестным он ни был, решение будет в пользу дополнительного дохода, подозревают нефтяники.

Основания для подобных утверждений у них есть. В конце декабря 2005 г. департамент природопользования и охраны окружающей среды правительства Москвы проверил 220 городских заправок, из них 37 попали в черный список поставщиков некачественного топлива. В число нарушителей вошли АЗС хорошо известных на рынке компаний, в частности, четыре заправки “Ассоциации "Гранд"”, три — “Магистрали”, две — “Трансэнергоснаба” (джоббер ЛУКОЙЛа). По словам президента Московской топливной ассоциации (МТА) Евгения Аркуши, “если играть по всем правилам, то эффективность у мелких сетей будет очень низкая” — что на руку ВИНК, желающим их поглотить.

ПРОДАТЬ ДОРОГО

Не стоит думать, конечно, что виноваты во всем одни джобберы, а нефтяники носят белые одежды. Претензии к джобберу насчет репутации марки могут быть лишь поводом, суть же происходящего — в стремлении ВИНК отобрать маржу у посредников на столичном рынке, где ежедневно продается 10 000-11 000 т топлива, а годовой оборот, по оценке , составляет около $3 млрд.

На собственные сети нефтяных компаний, по данным МТА, сейчас приходится 60% продаж, так что им еще есть за что побороться. К тому же по мере ужесточения экологических требований к топливу на Западе российским нефтекомпаниям становится все менее выгодно отправлять свой бензин на экспорт.

Уже сегодня средняя цена тонны нефтепродуктов при реализации на экспорт в “Роснефти”, например, ниже, чем при продаже на внутреннем рынке, — $314 против $310. В российской рознице же тонна нефтепродуктов “Роснефти” стоит вовсе $478 — как тут не попытаться организовать собственную сеть автозаправок? Или купить чужую, поставив ее владельца под угрозу разорения.

По словам президента компании “Трансэнергоснаб” Алексея Небольсина, заключив договор франчайзинга, нефтяники получают возможность без затрат узнать, что представляет собой менеджмент джобберской компании, оценить возможности сети и рассчитать ее стоимость. После чего они предлагают джобберу продать сеть либо расторгают контракт. “Мне несколько раз поступали предложения о продаже, но я принципиальный противник этого”, — говорит Небольсин.

Его сеть сотрудничает с ЛУКОЙЛом около шести лет, и за это время, как утверждает Небольсин, у него остались только позитивные впечатления от работы с нефтяной компанией. Однако ЛУКОЙЛ два года назад начал сворачивать свои джобберские программы. Сейчас, по официальной информации ЛУКОЙЛа, в число его франчайзи в Москве и области входят только восемь компаний и “Трансэнергоснаба” среди них нет. Так что Небольсину, скорее всего, придется искать нового партнера.

Им вполне может стать та же “Роснефть”. Эта компания только недавно пришла на московский топливный рынок и собирается увеличивать количество АЗС, работающих под ее флагом. Купить готовые сети — по примеру “Русснефти” Михаила Гуцериева, которая в прошлом году приобрела “Ассоциацию "Гранд"” и “Корус”, заплатив за каждую компанию около $100 млн, — “Роснефть” пока не может себе позволить: слишком велики долги, образовавшиеся после покупки “Юганскнефтегаза”.

А вот запустить джобберскую программу для госкомпании сейчас самое время, поскольку джобберов у нее сейчас всего два, причем не самых больших: ЕКА, ранее работавшая под ставшими ныне немодными цветами ЮКОСа (10 заправок), и “Парк ойл” (12 заправок). С учетом того, что другие крупные компании сейчас пересматривают свои отношения с джобберами, “Роснефть” имеет шанс заключить новые договоры на выгодных для себя условиях. Однако в компании дают понять, что это тактика временная: отказавшись от покупок готовых сетей, “Роснефть” намерена вкладывать сэкономленные средства в строительство собственных заправок с нуля.

Независимым бензоторговцам, которые не хотят отдавать свои сети ВИНК, в такой ситуации остается только писать письма в правительство, предупреждая его о неизбежных картельных сговорах, взвинчивании цен на бензин и ускорении темпов инфляции. Но и эта мера вряд ли поможет.

В правительстве знают, что руководителей ВИНК всегда.

http://www.smoney.ru




Поиск




            Rambler's Top100
© Все права защищены