Почему, почемучка, pochemu
po4emu.ru
Главная страница
Контакты
Добавить в избранное

PO4EMU.RU / Разное / ПОЧЕМУ...

Разное > Прочее > Все то, что не вошло в разделы

  Почему россияне перестали любить новогодние праздники?

В то время как весь цивилизованный мир обожает это время года именно из-за непередаваемой атмосферы рождественских каникул.

Понятие праздника связано всегда прежде всего с ожиданием. В этом-то и есть волшебное очарование: вот будет праздник, что-то изменится, жизнь начнется с нового отсчета.

В советском детстве Новый год всегда был больше чем просто повод для подарка, случалось чудо — приходил Дед Мороз с волшебным мешком.

Снегурка была красивая, родители счастливыми, впереди были каникулы, в ТЮЗе — елки, на горке — друзья, на окнах — снежинки. И казалось, что взрослые абсолютно так же счастливы, как и дети. Сейчас мы почему-то перестали так любить праздники... Большинство россиян считают это время потерянным, к тому же связанным с ненужными тратами.
Как у нас...

Понятно, что, повзрослев, мы перестаем любить праздники, потому что они уходят туда же, куда уходит детство. Новый год — совсем не сказка, Деда Мороза не существует, а все сбывшиеся мечты есть лишь вовремя сделанные инвестиции.

Хотя раньше в России, то есть в СССР, Новый год любили. И дети, и взрослые. Раньше была жизненная и стопроцентно правдивая "Ирония судьбы", ощущение хрустящего и вкусного чего-то, с конфетами ассорти и колбасой на столе. Селедка под шубой, заливная рыба ("Какая гадость..."), венгерский компот в хрустальной вазочке, маринованные помидоры и "Советское шампанское". Увы, мы стали более сытыми, и приметы праздничного стола, столь доступного в другие времена года, уже не радуют.

Тем не менее именно Новый год и Рождество являются самыми любимыми праздниками во всем христианском мире, и не только из-за религиозного значения последнего.

В праздничную круговерть втянуты и дети со своими красно-белыми сапожками над камином, и абсолютное большинство взрослых. Рождественских каникул ждут, над подарками в праздничных обертках замирают, под Рождество устраиваются вечеринки, над дверьми водружаются венки с колокольчиками и ангелочками, все имеет магическое значение приближающегося счастья...

И если спуститься с небес на землю в прямом и переносном смысле, рождественское ожидание чуда и неизменно надвигающейся удачи напрямую связано с обширными распродажами, скидками, предлагаемыми за все и на все, заблаговременными льготными покупками авиа- и железнодорожных билетов, лотереями, бонусами и так далее и тому подобное.

Развитая и стабильная экономика большинства западных стран давно выработала уверенную стратегию — как использовать праздники и важные для народа даты для привлечения как можно большего количества членов общества потребления к процессу этого самого потребления. Празднование Нового года — это не только фейерверки и гирлянды на витринах, это еще и этап, в буквальном и переносном смысле заканчивающий один отсчет и начинающий другой.

А как у них

В США рождественские распродажи начинаются с 28 ноября, на следующий день после Дня благодарения. По радио, телевидению и в газетах регулярно сообщается, сколько дней осталось до торжества, а также где и что именно можно приобрести. Во время самой главной распродажи года американцы тратят иногда больше, чем за весь год, а фирмы с легкостью, как бы у нас сказали в прежние времена, "дают план".

В декабре в центре Нью-Йорка нет ни одного магазина, который не соблазнял бы прохожих фантастической распродажей со скидками от 10 до 80%. Поход на рождественскую распродажу в Америке — это целый торговый ритуал. Между всеми магазинами в США, особенно между крупными сетями, идет жестокая конкурентная война за покупателя, обостряющаяся перед Рождеством. Многие считают, что перед Рождеством распродаются в основном товары к празднику. Но в действительности в общей структуре спроса в эти дни в США подарочные товары составляют не более 40%.

Америка давно усвоила: рождественская распродажа — прекрасная возможность обновить в квартире мебель, бытовую технику, купить себе новый компьютер или автомобиль.

В эти дни магазины почти не получают прибыли — только немного за счет возрастающего в несколько раз оборота. По сообщениям американской прессы, за первый дисконтный уик-энд 2005 года торговый оборот составил $ 28 млрд. Магазины посетили примерно 60 млн человек.

Католическая Европа в это время превращается в большой праздничный базар со всеми сопутствующими приметами: елками на городских площадях, шумными развлечениями и все теми же зимними распродажами.

По большому счету, вся Европа проводит эти полтора месяца одинаково — за исключением, разумеется, местного колорита. Как утверждает статистика, именно в конце года обычно делаются крупные приобретения: покупаются холодильники, компьютеры, посудомоечные машины, дорогая одежда.

Резко возрастает в это время и объем продаж автомобилей и недвижимости. В Нидерландах даже в Coffee-shop, торгующих "легкими" наркотиками, в это время практикуются рождественские скидки. ...

При этом считается, что европейские и американские распродажи требуют скрупулезного соблюдения всех декларируемых в рекламе условий, поскольку малейшая фальшь и неточность приводят к оттоку клиентов. Нация не простит обмана в самые святые праздники.

Распродажи родом из России

Между тем, если верить отечественным историкам, распродажи были придуманы в московском Гостином дворе еще в позапрошлом веке. Оттуда и пошло знаменитое выражение "Остатки сладки". Однажды торговец Ножевой линии Гостиного двора шел в конце трудового дня по улице, и его остановил разносчик с изюмом: "Купите, сударь, остатки, дешево отдам для вечера". Однако остатков изюма оказалось много — 7 фунтов (около 3,5 кг).

И покупателя вдруг осенила гениальная догадка о продаже дешевых остатков: "Продажа остатков таких-то товаров по самым дешевым ценам". От покупателей не было отбоя...

Потом эта практика вошла в официально установленное правило — устраивать подобную распродажу остатков товаров оптом в первый день недели после Пасхи, на Фомин понедельник. Скоро коммерческое открытие Китай-города охватило всю Москву. "Остаточной" лихорадкой заболели даже шикарные французские магазины Кузнецкого моста...

Современные торговцы за годы советской власти успели забыть купеческие ухватки. Сегодня в России бизнесмены от торговли пытаются устроить распродажи, однако делают это не очень убедительно: зачем продавать товары дешево, если в погоне за новогодними подарками публика готова платить столько, сколько попросят?

И вообще — у нас люди с удовольствием платят дорого!

Остается удивляться тому, как нас еще умудряются понимать на Западе? В сегодняшней России сложился особый постсоветский менталитет, их нравы, их мораль — купить подешевле, а потом этим гордиться — не для нас. Может, поэтому и не приживаются у нас рождественские или любые другие распродажи?

Пока мы не признаемся себе и соседям, что унести то, что не доели, из ресторана, с собственной, оплаченной из своего же кармана вечеринки, вообще-то не зазорно. Пока мы не перестанем удивляться тому, как немецкая фрау (миллионерша, между прочим) способна за вечер обзвонить всех своих подруг, чтобы рассказать, как удачно русская подружка ее сына купила на летней распродаже в Мюнхене всего за 9 евро (!!!) великолепные зимние сапожки из белой кожи на меху своему ребенку...

И пока дети нашего "истеблишмента" будут резвиться в лучших ресторанах Лондона и пугать добропорядочных лондонцев, у которых только-только прошел шок от переезда 10-летней давности в столицу Великобритании скандально известной певицы Мадонны, наши торговцы будут напирать на слоганы "Дорого. Престижно. Только у нас", а вовсе не на призывы купить подешевле, сэкономить и прочее.

Тот самый пресловутый менталитет новых русских, увековеченный в анекдотах и юморесках, оказался заразой похуже птичьего гриппа и распространился по всей России, не пощадив никого. В результате мы потеряли праздник, ничего не приобретя взамен.

Распродажи, которые так украшают страны, где нас нет, будут возможны лишь тогда, когда бедные наконец признают, что они не богатые, а богатые перестанут желать, чтобы бедные беднели дальше...

А пока наши усилия копировать раздачу рождественских даров очень напоминают рассказ О.Генри "Дары волхвов", героиня которого продает свои прекрасные волосы, чтобы купить мужу цепочку для часов, а муж продает свои часы, чтобы подарить жене гребень, которым уже нечего расчесывать. Правда, герои О.Генри жили в начале позапрошлого века, а мы все-таки живем, хоть и в эпоху перемен, но все же в веке XXI...

Как отметила в предновогоднем опросе главный редактор одного московского журнала: "Наш Новый год? Сегодня это смесь полузадушенных воспоминаний нации о Рождестве и ее же романтических мечтаний о немыслимых прежде праздниках, вроде Дня святого Валентина для европейцев..."

Кстати

В современной России, к сожалению, нет не только официально установленных правил распродаж, но даже джентльменских договоренностей, существовавших во времена русских купцов.

Психологи, исследовавшие поведение людей во время сейлов в московских магазинах, обнаружили, что одни воспринимают скидку как Божий дар, внезапно свалившееся на голову счастье; другие, напротив, во всем видят обман и желание торговцев нагреть руки на неискушенных российских покупателях; третьи распродаж просто стесняются; и лишь четвертые относятся к ним нормально.

http://pressa.irk.ru




Поиск




            Rambler's Top100
© Все права защищены