Почему день 4 ноября стал праздником?
В сентябре 2004 года
Межрелигиозный совет России,
состоящий из лидеров
традиционных конфессий страны
(православия, ислама, иудаизма и
буддизма), выступил с
инициативой отмечать 4 ноября на
государственном уровне - как
общенациональный праздник,
объединяющий все народы России.
Религиозные лидеры предложили
сделать этот день выходным.
Члены совета тесно связаны с
кремлевской администрацией, и
то, что фактически предлагается
праздновать памятную дату только
одной из конфессий (почему –
скажу дальше), их ничуть не
смутило.
После этого в Государственную
думу России группой депутатов от
"Единой России" был внесен
законопроект, по которому
праздник 7 ноября - "День
согласия и примирения" - будет
отменен, а взамен появится "День
народного единства", который
будет отмечаться 4 ноября.
Утверждается, что в этот день
в 1612 году всероссийское
земское ополчение Минина и
Пожарского освободило Москву от
польских оккупантов, имея с
собой в обозе список иконы
Казанской Божией матери,
благодаря которому и удалось
одержать победу. Событие даже не
времен очаковских и покоренья
Крыма.
И много ли россиян сегодня
навскидку вспомнят, чем именно
славен день 4 ноября? И почему
именно его мы должны отмечать
как День народного единства?
Конечно, освобождение Москвы
от польского гарнизона,
состоявшего, кстати сказать,
почти исключительно из
немцев-наемников, сыграло
определенную роль в становлении
российского государства, но
значение этого события не стоит
преувеличивать.
К тому времени поляки
давно уже поняли, что установить
контроль над Русью, по которой
рыскали не только ополченцы
Минина и Пожарского, но и
многочисленные разбойничьи
отряды, именуемые казаками, не
удастся, и вполне
удовлетворились захватом
Смоленска и некоторых других
пограничных земель.
В Польше тоже начались
внутренние раздоры, и гарнизон в
Москве был брошен на произвол
судьбы. Кстати сказать, хотя он
согласился на почетную
капитуляцию с гарантией
сохранения жизни, мало кто из
захваченных в Москве немцев,
поляков и литовцев вернулся на
родину - большинство было убито
казаками или умерло от голода.
Куда более значимым событием
в истории русской
государственности стало избрание
Земским собором на царство
первого монарха новой династии
Михаила Романова, состоявшееся 3
марта (21 февраля по старому
стилю) 1613 года. Однако выбор
этой даты в качестве нового
красного дня календаря слишком
явно подчеркнул бы монархические
симпатии нынешней власти.
Но почему все-таки выбрали 4
ноября 1612 года, а не,
допустим, 8 сентября 1380 года –
день Куликовской битвы, - или 7
сентября 1812 года – день
Бородинского сражения, - или
любую другую славную дату
отечественной военной истории?
Конечно, сыграла свою роль
календарная близость к
отменяемому празднику 7 ноября.
Но, думаю, главное тут в
идеологическом содержании нового
праздника, где скрыто
присутствуют и самодержавие
(взятие Москвы стало прологом к
воцарению Романовых), и
народность (народное ополчение),
и православие (4 ноября
празднуется как день иконы
Казанской Божией матери).
Именно в правление Романовых
была создана Российская империя.
А сейчас в наших правящих кругах
очень популярна идея возрождения
империи, пусть и без императора.
При всем своем желании возродить
советские традиции (назначаемые
губернаторы – чем не секретари
обкомов, теперь только "Единой
России"?), Путин и его
приближенные не очень-то чтят
память об Октябрьской революции,
вот и хотят избавиться от 7
ноября. И то сказать - какой это
День национального примирения,
если он напоминает о перевороте,
расколовшем общество и
установившем в России один из
самых жестоких в мире
тоталитарных режимов. Только
замена получается больно уж
нелепая.
Депутат Госдумы от "Единой
России" Валерий Рязанский, один
из авторов законопроекта,
объясняет необходимость
празднования Дня народного
единства 4 ноября тем, что "это
символическая дата,
сигнализирующая об окончании
смуты". Здесь депутат лукавит.
Смута в России формально
кончилась с избранием на царство
Михаила Романова, но, как уже
говорилось, провозглашение даты
этого события государственным
праздником будет расценено в
стране и мире как первый шаг к
восстановлению монархии и
превращению Путина в нового
царя.
Сегодня, считает г-н
Рязанский, в России настало
такое время, когда народ должен
сплотиться перед лицом
террористической угрозы, "как
сплотился в 1941 году против
фашистов, как в 1812-м против
французских войск и в 1612-м
против польских интервентов". По
словам парламентария, есть
необходимость "продлить
историческую память не на один,
а на несколько веков назад...
возродить объединяющее начало,
общее для людей с разными
политическими взглядами".
Но не может народ сплотиться
вокруг придуманной даты. 4
ноября (25 октября) 1612 года в
Москве вообще ничего
знаменательного не происходило.
Достаточно открыть любой
подробный курс лекций по
истории, чтобы убедиться: в этот
день в Москве не было ни
освобождения, ни единения, ни
победы сил, возглавляемых
Мининым и Пожарским. 1 ноября
(22 октября) ополченцы и казаки
отбили у поляков (точнее, у
немцев) Китай-город.
А польский гарнизон в Кремле
капитулировал только 6 декабря
(26 ноября). 4 ноября (22
октября по юлианскому календарю)
в этом году празднуется день
православной Казанской иконы
Божией матери, установленный в
честь освобождения Москвы от
поляков. Но мы-то живем по
григорианскому календарю,
поэтому уже в XXII веке этот
день будет приходиться на 5
ноября, в XXIII веке – на 6
ноября, и т.д. Какой смысл
делать Днем народного единства
религиозный праздник только
одной из многих конфессий,
представленных в Российской
Федерации, да еще с плавающей
датой?
Разумеется, новый праздник не
вызовет добрых чувств у наших
соседей – поляков, литовцев, да
и немцев. Но власти это,
пожалуй, только в радость – она
ностальгирует о временах, когда
Литва была в составе СССР, а
Польша и ГДР – под советским
протекторатом.
http://www.istorya.ru