|
|
Разделы
Другое
|
|
|
Все о детях и
подростках
|
Почему надо учить шахматам маленьких детей?
Ваш ребёнок достиг
четырёхлетнего возраста, и Вы
учите его считать свои пальчики,
запоминать стишки, складывать
слоги из букв алфавита. В этом
же возрасте можно познакомить
малыша с шахматной военной игрой
и обучить правилам хода и боя
фигур. Знание правил позволит с
помощью различных игровых
положений развивать у ребёнка
сообразительность, память,
быстроту мышления.
Это могут быть примеры на
расстановку фигур, на их
перемещение по конкретным полям,
на взятие и нападение –
математика на шахматной доске.
Вам не надо играть с малышом
никаких длинных партий –
достаточно решений задач на ход
конём, ладьей, ферзем, с
комбинированными перемещениями.
Особо одарённые дети могут,
конечно, разыгрывать и шахматные
партии в четырёхлетнем возрасте,
как третий чемпион мира Хосе
Рауль Капабланка или пятый –
Макс Эйве, но не спешите – это
достаточно серьёзная нагрузка
для детей дошкольного возраста.
Если Вы сумеете увлечь малыша
этой древней военной игрой и
сделать со временем любимым
занятием, то подарите на всю
оставшуюся жизнь изумительное
хобби: он сможет учить других,
участвовать в
интернет-соревнованиях, не
выходя из дома, по переписке,
играть в любом возрасте в
отборочных турнирах, создавать в
своих партиях красивые
комбинации, придумывать задачи и
этюды, восхищая шахматный мир
своим творчеством, стать
аналитиком теоретического и
исторического наследия. В каком
ещё виде спорта возможно такое
соединение искусства, науки и
состязательности, да к тому же
без ограничения возраста!
Не беда, если Вы сами не умеете
играть – любой самоучитель
поможет в течение двух-трёх дней
освоить правила. И нет
необходимости до шести лет
отправлять малыша в
специализированную школу, секцию
или кружок – в домашней
обстановке Вы постепенно, шаг за
шагом, научите его, как ходят,
как бьют и как ставят мат
шахматные фигуры. Не пытайтесь
разыгрывать с ним шахматные
партии – в течение первого года
он должен хорошо усвоить
перемещение фигур на доске,
различные положения нападения и
защиты.
Знаете ли Вы, что известный
американский учёный и педагог
Бенджамин Франклин утверждал:
«Некоторые очень ценные качества
ума, необходимые в человеческой
жизни, требуются в этой игре и
укрепляются в ней настолько, что
становятся привычкой, которая
полезна во многих случаях жизни.
Жизнь является своего рода
шахматной партией…», «Играя в
шахматы, мы приобретаем привычку
не падать духом и, надеясь на
благоприятные изменения, упорно
продолжать поиски новых
возможностей. Игра вырабатывает
способность находить выход,
казалось бы, из непреодолимых
трудностей, … в шахматной игре
мы видим пример того, как даже
скромный успех может поднять
веру в свои силы, а невнимание
привести к потерям, игра учит
нас не терять надежды при
перевесе противника».
Шахматы концентрируют внимание,
заставляют работать мозг, и
очень скоро Вы заметите, что
ребёнок стал усидчивее,
смышлёнее.
Эта интеллектуальная,
многовариантная игра
сравнительно быстро развивает
умственные способности,
логическое и аналитическое
мышление, в ней, как правило,
победу одерживают ум и воля.
Своей красотой и грандиозностью
замыслов она может доставлять
истинное художественное
удовлетворение. Ещё в древности
философы отмечали, что «игра эта
воспитывает в людях
рассудительность и
законопослушание». В старинных
арабских рукописях советует
древнегреческий философ
Аристотель своему ученику
Александру Македонскому играть
между сражениями в шахматы.
А как был несказанно рад
Александр Сергеевич Пушкин
сообщению жены, что она учится
играть в шахматы:
«Благодарю, душа моя, за то, что
в шахматы учишься. Это
непременно нужно во всяком
благоустроенном семействе…».
Чемпион мира Александр Алёхин
был уверен, что шахматы помогли
ему избавиться от многих
недостатков: «Посредством шахмат
я воспитал свой характер…»
Лев Николаевич Толстой забросил
карты, когда познакомился с
древней игрой: «Шахматы -
прекрасное развлечение: за игрою
мы отдыхаем от работы и забываем
о невзгодах». Французский
полковник, принц Конде, был
уверен, что «прежде, чем стать
хорошим генералом, надо
выучиться хорошо играть в
шахматы». По мнению немецкого
философа, математика Готфрида
Вильгельма Лейбница шахматы
служат для «усовершенствования
искусства умозаключения и
сообразительности». Немецкий
поэт Гёте создал крылатый
афоризм: «Шахматы – это пробный
камень человеческого ума»
Шахматы вошли прочно в быт
человечества с 1393 г., когда
Регенсбургский собор изъял их из
числа запрещённых игр. Игра,
развивающая интеллект, получила
быстрое развитие, а в некоторых
странах стала почти обязательным
предметом воспитания в знатных
семействах.
За досками с черно-белыми
клетками сражались с переменным
успехом, находя в этом огромное
удовольствие, писатели и
политики:
- Макиавелли, Ришелье,
- Талейран, Данте,
- Навои, Монтень,
- Мицкевич,
- Вольтер,
- Сервантес,
- Боккаччо,
- Рабле,
- Эразм из Роттердама,
- Томас Мор,
- Руссо,
- Дидро,
- Прус,
- Кэрролл Ф. М.
Достоевский,
- И. С. Тургенев,
- Н. А. Некрасов,
- М. Ю. Лермонтов,
великие композиторы и
живописцы:
- Римский-Корсаков,
- Шопен,
- Бетховен,
- Прокофьев,
- Рембрандт,
- Репин,
политики, учёные и вожди:
- Потёмкин,
- Марат,
- Робеспьер,
- Карл Маркс,
- Владимир Ульянов,
- Михаил Ломоносов,
- Лютер, Гус, Ньютон,
- Лейбниц,
- Франклин
и
многие, многие другие лучшие
умы человечества.
Учите своего малыша шахматам,
и, если даже он не станет
впоследствии чемпионом мира или
сильным гроссмейстером, хотя и
это не возбраняется,
систематические занятия и игра
дадут много положительного в
развитии интеллекта ребёнка.
Не забудьте! В начале знакомства
с шахматами Вы должны внушить
Вашему ребёнку, что это всего
лишь игра, и никогда нельзя
расстраиваться из-за проигрыша.
http://shkolazhizni.ru
|
|
|
|