Почему убегают дети?
Общественное мнение сложилось
так, будто бегут дети только из
неблагополучных семей, где им не
уделяется достаточного внимания,
где их истязают. И как бывает мы
неприятно поражены, когда вдруг
исчезает наш ребенок, и
оказывается, что его не
похитили, а он просто убежал. И
тогда мы задаемся вопросом, чего
тебе еще не хватало: и в секции
ты ходил, и музыкой занимался, и
иностранный язык учил, и вдруг
убежал?
И это не полет фантазии авторов,
а совершенно конкретные случаи,
когда к нам обращались родители,
чьи дети неожиданно убежали из
дома, когда казалось, что дом -
полная чаша, и незачем искать
приключений. И вот тогда
выяснилось, что ребенок живет
такой "насыщенной" жизнью, что
не каждый взрослый выдержит хоть
один день.
Начиная разбирать с родителями
ситуации, можно было слышать
такие слова: "Он ведь ребенок
домашний, утром школа, потом
идет к преподавателю
английского, затем в бассейн или
в музыкальную школу, вечером
подготовится к занятиям в школе
и ложится спать.
Ему и на улице некогда было
гулять..." Вот и получается, что
ребенок не имеет возможности
просто погулять со своими
сверстниками, у него просто не
остается времени.
Ему хочется погонять в футбол во
дворе, но нужно идти на занятие
языком, ему хочется посмотреть
телевизор, но нужно готовиться к
занятиям в школе или разучивать
гаммы. И тогда ребенок начинает
протестовать, он может просто не
выучить урок, прогулять занятие
или сбежит из дома, и он бежит
не от родителей, которых он
любит, а от их методов
воспитания, от непосильных
нагрузок, он хочет быть
ребенком, обычным мальчиком или
девочкой, которые могут сами
распоряжаться своим личным
временем.
Вы когда-нибудь задумывались,
хочет ли ваш ребенок учиться
музыке или заниматься в какой-то
секции. Зачастую родители при
выборе занятия ребенка
руководствуются лишь личными
мотивами, и не прислушиваются к
желанию своего чада.
Они хотят, чтобы их ребенок был
не хуже других, и если у
знакомых их дети играют на
музыкальном инструменте, так чем
же хуже наши, и тянут ребенка в
музыкальную школу, а он мечтает
лишь об одном потерять свой
музыкальный инструмент или
получить травму, чтобы хоть
какое-то время отдохнуть от
занятий. А мы, взрослые, придя в
гости или приглашая к себе,
заставляем ребенка, сами этого
не осознавая, говорить наши
слова, что это ему нравится,
даже не желая слышать истинного
мнения ребенка, да он и не
высказывает, он боится упреков
родителей: "Сколько мы в тебя
денег вложили, сколько времени
потратили..."
К авторам книги обратилась
женщина, мать 9-летней девочки,
которая, придя с работы увидела,
что ребенок из школы не
возвращался: портфеля не было, а
папка для занятий в музыкальной
школе лежала нетронутой. Решив,
что девочка могла задержаться в
школе, женщина поднимается к
однокласснице дочери, жившей в
этом же доме двумя этажами выше.
Выходя из квартиры, она заметила
листок бумаги лежащий около
двери, подняв и развернув
бумагу, она прочла: "Мы у вас
своровали девочку.
Не ищите ее, а то будит плоха"
(записка приведена дословно
вместе с орфографическими
ошибками).
В том, что записку писал
ребенок, не было сомнения, она
была написана печатными буквами,
и если даже предположить, что
писал взрослый, специально делая
ошибки, то стиль изложения не
оставлял никаких сомнений, что
писал ребенок.
Из разговора с мамой мы узнали,
что у девочки буквально не было
свободной минуты, она ходила в
кружки и секции, а на вопрос,
чем руководствовались родители
при выборе занятий ребенка,
женщина ответила: "Пусть лучше
занимается музыкой, рисованием,
плаваньем и иностранным, чем
целыми днями шататься по улице.
И потом, что она понимает, вот
подрастает, пусть тогда и
решает, чем ей заниматься..."
Пришлось потратить немало
времени, чтобы объяснить мамаше,
что ребенка ее никто не похищал
и что ребенок сам решил
избавиться от нежеланных
занятий. И когда женщина
согласилась с нами, мы навестили
лучшую подругу девочки, которая
сделав уроки, мирно играла в
куклы. Прошло больше месяца,
прежде чем женщина позвонила
снова, благодаря за участие и
говоря, что у них с дочерью
состоялся серьезный разговор и
родители впервые прислушались к
мнению девочки.
Теперь она ходит только в
бассейн и на иностранный язык,
который выбрала сама, прежние
занятия были просто забыты. В
нашем случае ребенку повезло,
родители наконец-то прислушались
к нему, но сколько остается
непонятых детей, которые
страдают от нашего родительского
произвола.
В предыдущих параграфах мы
приводили пример, когда мальчик
повесился из-за того, что был не
понят в школе и дома, он просто
не нашел другого выхода из
сложившейся ситуации, решив, что
самый надежный и единственный
путь - это уйти из жизни.
Поэтому, прежде чем наказать
ребенка словом или физически,
подумайте над мотивами его
поведения, разберитесь в
ситуации.
Не стоит решать вопрос так, что,
если учитель жалуется, значит
ребенок не прав, вспомните свое
детство, ведь, наверное, и вас
иногда наказывали незаслуженно,
так зачем же повторять чьи-то
ошибки. Выслушав одну сторону,
поговорите с ребенком, почему он
поступил именно так, может, он
просто не понял взрослого, или
он действительно был не прав. И
окажется, что, поговорив с
ребенком, разобрав с ним его
поведение, вы добьетесь гораздо
лучших результатов, чем
наказанием.
Мы уже не раз говорили, что
наказание должно быть адекватно
проступку. Нельзя наказывать
ребенка только из-за того, что
вам больше не на ком выместить
свою злость или обиду, решив,
что наказание для профилактики
не повредит. Оно вредно, оно
воспитывает в ребенке
жестокость, и с возрастом
ребенок, впитав ту ненависть,
которую вы ему вложили, сполна
возвратит ее вам. А пока он,
протестуя против вашего
произвола, бежит из дома или из
жизни, ища людей, способных
понять его и приласкать, попадая
подчас в преступные группы или
становясь жертвой маньяка.
Побег ребенка обычно связан с
тем, что он был не понят в
семье, его могли незаслуженно
наказать, избить или даже
изнасиловать.
Ребенок старается защититься,
ища поддержки и защиты на
стороне, и тогда он, прихватив
деньги и вещи, уходит из дома.
Когда вроде бы хочет вернуться,
он боится вашего гнева, ведь ему
не раз попадало за нечаянно
разбитую вазу или чашку, и у
него сложилось достаточно
прочное мнение, что вещи вам
дороже его самого, и ребенок
вынужден обустраивать свою жизнь
в стороне от дома, становясь
попрошайкой или преступником
(см. Стал преступником).
Так, 13-летний Вадим сбежал из
дома, не поладив со своим
отчимом. Он хотел просто
погулять и придти домой ближе к
вечеру, когда гнев приемного
папаши поутихнет. "Гуляя" по
родному Петербургу мальчик зашел
на вокзал, где познакомился с
моряком из Мурманска, мужчина
предложил уехать с ним, но чтобы
было все как надо и законно,
уговорил ребенка взять дома как
можно больше наличных денег. И
Вадим забирает все деньги,
приготовленные на покупку
стенки. Мальчик едет с "добрым"
дядей, а когда деньги
заканчиваются, морячок оставляет
мальчика одного в незнакомом
городе на вокзале.
Но теперь Вадим боится
возвращаться домой из-за
возможного наказания за долгое
отсутствие и кражу денег.
Другой, не менее наглядный
пример: 13летняя Таня была
наказана родителями за
неудовлетворительную оценку в
школе, лишена прогулок и (что
было немаловажно) долгожданной
поездки с классом в Кострому.
Девочка решает во что бы то ни
стало все же поехать с классом
и, выбравшись из дома в
отсутствие родителей, уезжает в
Кострому. Но поездка окончена, а
возвращаться домой нельзя, там
уже ждут разгневанные родители.
И тогда Таня решает уехать к
друзьям, живущим в другом
городе, но вместо этого девочка
оказывается жертвой
изнасилования и попадает в
больницу.
Как видно из приведенных
примеров, дети бегут из дома
протестуя против невыносимых
условий, которые мы создаем им,
не желая считаться с мнением
ребенка, хочет ли он заниматься
каким-либо делом или нет.
Другой причиной ухода ребенка
бывает несправедливое наказание,
неадекватное его поступку. А
потом, когда первая обида
пройдет, ребенок готов вернуться
домой, но он боится это сделать,
зная о неизбежном наказании, и
круг замыкается. Ребенок бежит
от наказания и боится
возвращаться из-за него же, т.
е. выхода у него нет, и он
остается на улице, пока он не
попался на преступлении или не
стал жертвой преступника.
И чтобы избежать ненужных
конфликтов и ухода детей из
дома, учитывайте следующие
правила:
Боясь влияния улицы на ребенка и
стараясь его занять чем-нибудь,
руководствуйтесь желаниями
самого ребенка, не давайте ему
чрезмерных нагрузок, когда у
него не остается времени для
того, чтобы просто подышать
свежим воздухом или поиграть во
дворе; не забывайте - он еще
ребенок.
Если кто-то жалуется на
поведение ребенка, не спешите
его наказывать, выясните мотивы
его поступков.
Выбирайте наказание, адекватное
проступку.
Не избивайте ребенка из-за того,
что у вас плохое настроение или
для "профилактики".
Поговорите с ребенком, что, даже
если он вдруг сделает
необдуманный шаг и решит уйти в
"путешествие", захватив при этом
ваши сбережения, вы все равно
будете его ждать, ведь он для
вас самое дорогое. А его
поступок поставит вас не только
в тяжелое моральное положение,
но и может вызвать материальные
затруднения. Но в любом случае
вы его ждете.
Будьте внимательны и справедливы
к своим детям, решайте вместе с
ними их проблемы, и тогда ваш
ребенок вряд ли убежит из дома.
http://www.neuronet.ru