Итак, очередная ошибка – это
так называемый страх потери
ребенка, характерный в первую
очередь для тех родителей, чьи
детки в силу обстоятельств
появления на свет или состояния
здоровья заставили их не просто
изрядно поволноваться, но в
буквальном смысле пережить
страшное. Даже если потом все
наладится, родители
преувеличивают хрупкость,
беспомощность и болезненность
ребенка. Ну а уж если нет…
Пышным цветом цветет воспитание
по типу «пуп земли» или
«мелочная гиперопека», когда
ребенку шагу ступить не дают без
контроля и постоянных ценных
указаний… Нередко все это
перерастает в вариант чрезмерно
расширенной сферы родительских
чувств, когда ребенок в семье –
«это наше всё».
Ребенок в таком случае вырастает
совершенно неприспособленным к
жизни: человеку «с
особенностями» или со слабым
здоровьем как никому другому
нужны сильный характер, воля,
целеустремленность,
самостоятельность – и вот именно
этих главных активов его как раз
и лишают родители подобной
воспитательной тактикой.
Еще одна родительская беда –
неуверенность в собственных
воспитательных способностях.
Нередко этим страдают как раз
дети слишком авторитарных пап и
мам, которые всю жизнь считают
себя не вправе кого-то учить в
силу своей ничтожности,
неумелости, невзрослости…
Часто этим грешат не только
тревожные и мнительные люди, но
и чрезмерно либерально
настроенные, рефлексирующие,
склонные к самокопанию. Дети
мгновенно нащупывают слабое
место такого взрослого (комплекс
вины), садятся на шею, свешивают
ножки и начинают ими вдохновенно
болтать.
В результате уровень требований
к детям ниже разумного предела,
а нередко дело еще и осложняется
потворствующим воспитанием по
типу «кумира»: родитель уступает
пальму первенства ребенку, и тот
становится фактическим главой
семьи. «Минимум требований –
максимум прав» – такая модель
способна изуродовать даже самый
хороший изначально характер.
Встречается также и проекция на
ребенка тех качеств, которые
родитель отвергает в самом себе.
Как следствие – отношения
складываются по типу
эмоционального отвержения и даже
жестокого обращения – то есть от
простого неприятия собственного
«зеркального отражения», до
попыток «выжечь из него это
каленым железом». Это может быть
что угодно: лень, агрессивность,
несдержанность, тугодумие,
нерешительность. Не признаваясь
самому себе в наличии подобных
недостатков, родитель с большим
негативом относится к ним у
других, и в особенности тяжело
ему видеть все это в собственном
ребенке.
Логика событий такова: если
родитель с этим качеством
борется – значит, оно ему самому
не свойственно. Как бы не так! К
примеру, изо всех известных мне
проповедников трезвого образа
жизни наиболее красноречивыми
всегда бывали папаши, которые и
сами изрядно «употребляли»...
Характерные фразы: «я тебя
выведу на чистую воду», «я из
тебя эту дурь-то вышибу!»
Конечно, ни о каком доверии и
уважении к ребенку, и тем более
о презумпции невиновности, и
речь в таких случаях не идет.
Следующая причина – неразвитость
родительских чувств. Наиболее
характерными проявлениями такого
отношения также являются
равнодушие, эмоциональная
холодность по отношению к
ребенку (отвержение), жестокое
обращение.
Причины таких ситуаций различны.
Чаще всего такой родитель и сам
в свое время недополучил тепла,
ласки и человеческого отношения
– откуда же взяться родительской
любви, если человек на себе не
ощутил, что же это, собственно,
такое?
Наряду с этим могут быть и
другие причины: банальный эгоизм
или же просто слишком юный
возраст (с годами родительская
привязанность в большинстве
случаев усиливается, поэтому не
зря родились утверждения о том,
что «младшенькие – любименькие»,
и что внуков всегда любят
больше, чем детей).
Нередко также в силу специфики
своей психики человек бывает
настолько погружен в свой мир и
зациклен на своих чувствах и
переживаниях, что ему просто не
до ребенка…
Внешне такое отношение заметно
не всегда, однако такие родители
всегда подчеркивают, что «тяжела
шапка Мономаха», и что
родительство – тяжкое бремя. А
женщины такого типа стремятся в
первую очередь устроить свою
личную жизнь или карьеру.
Ребенок у них всегда даже не на
втором, а на
третьем-пятом-десятом месте
после мужчин, работы, хобби,
друзей и прочих жизненных
интересов.
И последняя причина
неадекватного развития событий –
предпочтение в ребенке детских
качеств. Такие родители были бы
счастливы, если б их ребенком
был Питер Пен – тут бы стороны
вполне нашли друг друга. Этот
сказочный герой, как известно,
боялся стать взрослым, ну а
родители подобного типа боятся
взросления своих детей.
Нередко родители частично
осознают проблему и честно
говорят, что маленькие детки им
нравятся куда больше, чем
подросшие. Нередко это является
следствием психологической
травмы: к примеру, если в семье
родился малыш и старший ребенок
был резко отодвинут на второй
план, то у него на всю жизнь
фиксируется, что старшим,
«большим ребенком», быть совсем
не здорово…
Эти родители до последнего не
отпускают чадо от своей юбки,
для них он «еще маленький»
всегда: и когда идет в первый
раз в первый класс, и когда
заканчивает школу, и когда
женится, и когда рожает
собственных детей.
Стиль воспитания у таких
родителей – преимущественно
симбиотический. Они очень
тревожны, не в состоянии
«порвать пуповину» и порой так
накручивают ее вокруг шеи
собственного ребенка, что тому в
буквальном смысле нечем дышать
от такой заботы.
В подростковом возрасте родители
не рассматривают своего
подросшего ребенка как
взрослого, не наделяют его
соответствующими полномочиями и
правами, поэтому именно здесь
возникает «недогруз»
обязанностей и «недобор» прав –
в результате формируется
инфантильная личность.
Итак, закончу тем, с чего
начала: знания – безусловно,
сила, а умные, как известно,
учатся на чужих ошибках, ну или
хотя бы не повторяют свои
собственные слишком часто. Зная
в лицо «личных врагов» – то есть
свои собственные заблуждения и
их подоплеку – нам легче будет с
ними бороться. Ведь осознание
проблемы – первый шаг на пути ее
решения.