Не секрет, что многие
родители испытывают большую
тревогу по поводу начала
школьной жизни своего чада.
Мама и папа боятся, что ребенок
к школе не готов, сомневаются в
его ученических способностях.
«Вдруг не справится, а вдруг
будет двоечником»? А тут еще и
сам ребенок стал совсем не
управляем, не слушается, не
хочет разговаривать,
конфликтует. В итоге, вся семья
получает стресс перед таким
важным событием, как 1 сентября.
А это всего лишь кризис 7 лет,
который можно пережить спокойно,
если во всем разобраться и найти
правильный подход.
На пороге 7 лет вы вдруг
обнаруживаете, что ребенок зажил
своей внутренней личной жизнью.
Первые сигналы, которые вас
настораживают: замкнутость,
странность поведения малыша. Вы
обнаруживаете, что больше не
можете читать детские мысли и
предугадывать желания, возникает
ощущение некоторого
недопонимания.
Ребенок дошкольного возраста
отличается наивностью и
чрезмерной импульсивностью: он
верит всему, что ему говорят,
сначала делает, а потом думает.
Войдя в кризис, он начинает
размышлять о последствиях своих
действий, перестает кидаться
необдуманно с места в первое
попавшееся развлечение.
Импульсивность, конечно,
исчезает не сразу. Малыш
продолжает проказничать, но уже
способен «замести следы».
Сломанную игрушку он спрячет,
разбитую вазу выкинет и уберет
мусор.
Семилетка еще по-прежнему
излишне эмоционален, но уже
способен управлять своим
поведением. Он может скрыть
слезы от взрослых: выплачется у
себя в комнате и придет к маме,
как ни в чем не бывало. Лишь
заплаканное личико предательски
выдаст его страдания.
На пороге кризиса малыш начинает
активно обобщать свой жизненный
опыт. Если до этого все
переживания существовали в его
сознании отдельно друг от друга,
то теперь они начинают
складываться в общую картинку.
С этого и начинается
формирование отношения ребенка к
самому себе и окружающему его
миру. Одно плохое или хорошее
воспоминание вытягивает за собой
другое, и в сумме получается
«какой я для других» и «как мне
относится к тому или иному
действию».
Распространенный пример из
жизни: пухленькие детки резко
перестают играть в подвижные
игры, потому что происходит
суммация всех неудач. Неприятные
переживания обобщаются, ребенок
осознает свою неловкость и
неуклюжесть, он понимает, как
выглядит со стороны.
Это постепенные изменения, изо
дня в день ребенок все больше
отстраняется от неприятных для
себя ситуаций, ища более
комфортные занятия. К примеру,
желание играть во дворе
пропадает, и малыш больше
времени проводит дома.
Семилетки – это начинающие
реалисты. Поверьте
моему опыту, мало кто из
первоклассников верит в то, что
к ним в гости пришел Незнайка.
Дети осознают, что чудеса бывают
только в сказках: колдунью на
улице не встретишь, камень ни за
что не превратиться в лягушку и
т.п. Но все же дети этого
возраста все еще обожают сказки,
наполненные волшебством, и очень
любят фантазировать.
7 лет – период осознания своего
места в системе человеческих
отношений. Это объяснятся
появлением внутренней позиции,
которая определяет отношение
ребенка к себе, к другим и к
окружающему миру в целом.
Другими словами, именно в этом
возрасте просыпается желание
стать взрослым. Малыш понимает,
как хорошо быть большим, ведь
можно делать все, что захочется,
и ни у кого не спрашивать
разрешения.
Но как именно стать большим,
малыш понять не может. Простое
подражание взрослым, игра, не
дает повзросления в полном
смысле слова.
Вот здесь и рождается кризис,
который теперь можно назвать
«сильно хочу, но не могу». Игра
уходит на второй план,
познавательная активность
выходит на первое место,
следствие – изменение отношения
к миру взрослых. Ребенок больше
не ищет постоянной защиты и
опеки, ему нужны знания, а
значит – учителя, наставники,
которые поведут его за собой.
Самое время идти в школу, не
правда ли? Ведь именно в школе
ребенок будет утолять свой
познавательный голод.
Но может случиться так, что
кризис придет к вашему ребенку
раньше, лет в 5. Тогда он будет
проходить тяжелее, если родители
поленятся создать комфортные
условия. Отправлять ребенка в
школу, конечно, еще не нужно, но
вполне возможно предложить ему
кружки и секции. Можно просто
заниматься с ним дома. Чем бы вы
не заняли ребенка, главное –
чтобы он чувствовал, что
занимается полезным делом.
Не нужно бояться и впадать в
панику при первых признаках
кризиса. Чем раньше вы начнете
действовать, тем лучше и для
вас, и вашего чада.
Ребенок изменился:
отворачивается от вас, не
реагирует на просьбы… Он не
пытается вас разозлить или
обидеть, он просто не знает,
куда ему деться с начавшейся
активной мыслительной
деятельностью. Его неадекватное
с вашей точки зрения поведение –
это всего лишь поиски пищи для
ума.
Выход только один – дайте
ребенку возможность учиться,
заниматься полезным делом, тогда
он не станет искать приключений.
Полезная деятельность даст вам
возможность сотрудничать со
своим ребенком, а не
конфликтовать.
Помните, что кризис несет смену
ведущей деятельности:
познавательная заменяет игровую.
Учебная деятельность – это не
только школа. В широком смысле
это возможность получать знания,
развивать свои способности, то
есть заниматься полезной и
осмысленной работой. Не
совершайте ошибок, всегда
подчеркивайте нужность и
важность детских занятий, есть
риск обрубить охоту к учебе
прямо на корню.
Если ребенок видит пользу и
необходимость своих занятий, он
активен, усидчив и любознателен,
и только так он развивается.
Ребенок должен осознать себя как
трудолюбивого человека. Самое
важное, он должен научиться
верить в свои возможности и
способности. Именно в эту пору
есть риск получить комплекс
собственной неполноценности.
Поэтому родители должны обратить
особое внимание на кризис
семилеток и создать наиболее
комфортные условия для его
преодоления.