Младенец, появившись на свет, не
обладает врожденным знанием
законов языка, на котором он
будет говорить.
У него есть способность в
определенный период своего
развития усвоить нормы и правила
языка, на котором разговаривают
окружающие его люди. Это так
называемая языковая способность,
которая реализуется в ходе
общения со взрослыми через
имитацию ребенком слышимой им
речи.
При этом большую роль играет
языко-рече-мыслительная
деятельность ребенка, которая
обеспечивает формирование
неосознанных языковых обобщений.
В результате он осваивает
основные единицы языка и законы
их функционирования. Речь
ребенка оказывается не простым
повторением образцов, которые он
слышит от взрослых, а
творчеством, в котором речь
рождается как средство общения,
средство познания и средство
регуляции деятельности своей и
окружающих.
Если в силу каких-либо причин
имитационная или
языко-речемыслительная
деятельности не формируются
вовремя, то в дальнейшем у
ребенка отмечается недоразвитие
речи той или степени тяжести.
В
современной логопедии выделяется
две группы факторов,
обусловливающих задержку в
темпах формировании речи:
а) несовершенство социальных
условий воспитания и
педагогические ошибки;
б) недостаточность сенсомоторной
или неврологической базы
речи ребенка.
К первой группе можно отнести
неправильные методы воспитания в
семье или детском учреждении,
заключающиеся в недостаточном
внимании к ребенку со стороны
взрослых, либо, наоборот, в
гиперопеке.
И в том, и в другом случае у
ребенка не формируется мотивация
речевого общения.
В первом случае не к кому
обращаться, во втором — незачем,
все и так будет сделано вовремя.
В рамках клинической
классификации подобное нарушение
рассматривается как задержка
темпов речевого развития
функционального характера.
Часто проявления недоразвития
усугубляются личностными
особенностями ребенка, склонного
к упрямству, своеволию,
истерическим реакциям.
Задержка темпов речевого
развития, обусловленная
снижением мотивации общения, при
своевременно начатой работе и
при изменении условий воспитания
обнаруживает тенденцию к быстрой
и полной коррекции.
Если же у ребенка отмечается
несформированность или
недостаточность сенсомоторной
сферы (фонематического
восприятия, моторики
артикуляционного аппарата,
зрительного гнозиса) или
неврологические заболевания, то
такое недоразвитие требует не
только изменений условий
воспитания, но и помощи
специалиста в форме консультаций
или регулярных занятий.
Коррекция этой формы речевой
патологии занимает более
продолжительное время и требует
больших сил и внимания.
Если у ребенка отмечаются
проблемы с развитием речи, а
родители постоянно просят его:
«Скажи», «Повтори», то картина
недоразвития речи, как правило,
усугубляется наличием у ребенка
стойкого речевого негативизма.
Речевой негативизм, или отказ от
речи, может выражаться активно и
пассивно, но в любом случае
ребенок отказывается говорить не
только по приказу родителей, но
и в любых ситуациях.
Родители часто описывают такое
положение дел, когда ребенок
единожды произносит какое-либо
слово, как бы пробует его «на
вкус», и больше его не повторяет
в течение месяцев.
Иногда дело доходит чуть ли не
до драки. Родители сначала
просят повторить за ними слово,
потом умоляют, потом требуют, в
конце концов, ребенка наказывают
— ставят в угол. Но это приводит
только к одному: со временем все
задания, требующие от ребенка
словесных реакций, активно им
игнорируются или отвергаются.
Ребенок молчит или
отворачивается в ответ на любой
вопрос, например: «Как тебя
зовут?», «Сколько тебе лет?»,
«Какая игрушка у тебя в руках?»
и пр. Он мычит и показывает
пальцем, если просит что-либо, а
чаще старается сам удовлетворить
собственные потребности.
Такая «самостоятельность»
ребенка, когда он без
посторонней помощи, сам достает
нужную вещь со шкафа, включает
телевизор и пр., радует
родителей, хотя свидетельствует
чаще о несформированности
навыков речевой коммуникации и о
наличии стойкого речевого
негативизма.
Если вы хотите помочь своему
ребенку, забудьте слова «скажи»
и «повтори» хотя бы на первое
время!